Знак 5.8 — реверсивное движение

Преимущества и недостатки

У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  • обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
  • отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
  • серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
  • обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.

Недостатками являются:

  • повышенный риск аварий и ДТП;
  • требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
  • невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).

Стоит помнить, что на дорогах с предусмотренными для движения реверсивными полосами почти всегда размещаются средства фото- и видеофиксации. Поэтому в случае несоблюдения установленных правил водитель может быть оштрафован даже без участия сотрудников ГИБДД. Все это говорит о необходимости тщательного выполнения требований светофора, знаков и дорожной разметки, которые используются на таких дорогах.

Особенности реверсивного движения

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Определение

Многие задаются вопросом – реверсивное движение: что это?

Прежде всего нужно понимать, что дорога такого типа считается вынужденной мерой для минимизации заторов и пробок.

Дорога с таким типом движения считается участком риска для водителей. Здесь происходит не мало аварий по вине неосторожных водителей, которые желают проскочить пробку. В соответствии с этим на таком участке дороги не быть более внимательным.

Все правила проезда по данному участку дороги прописаны в Правилах Дорожного движения. Регулирует проезд по такой полосе пункты 9.8 и 12.15. КоАП.

В правилах участок дороги имеет несколько размытое определение. Принято считать, что это центр широкой автострады, имеющий светофор и выделенную полосу. На дороге такого типа может изменяться светофор. И получается, что водитель выехал на встречную полосу. Поэтому нужно быть предельно внимательным.

В связи с невнимательностью водителей на дороге такого типа часто возникают аварии. Но это на данный момент единственный способ ускорения и минимизации пробок. Перестроение на такой участок дороги возможен только при зеленой стрелке светофора. В ином случае нужно сразу перестроиться крайний ряд.

На таком участке дороги нужно быть крайне внимательным. Каждый водитель должен понимать возлагающуюся на него ответственность, поэтому он должен строго соблюдать все правила дорожного движения. Это позволит минимизировать количество аварий на этом участке дороги.

Основными признаками реверсивного движения становится работающий отдельный светофор, знак о начале полосы и разметка в виде двойной прерывистой линии.

Символы на дороге при реверсивном движении

Для указания на реверсивное движение применяют знаки, разметку и светофор. Рассмотрим, как трактовать, каждый из символов и указателей.

Существует три дорожных знака, сигнализирующие о реверсивном участке:

белая стрелка с наконечниками, направленными вверх и вниз – скоро будет реверсивное движение;

аналогичный символ, но перечёркнутый красной линией – скоро конец такого участка;
горизонтально расположенная стрелка – указание на то, что скоро будет перекрёсток с реверсивным движением и водителям надо соблюдать осторожность при пересечении дороги, не рекомендуется совершать обгон до него.

Что касается разметки, то, как уже было указано выше, она представляет собой две прерывистые линии. Количество полос с такой разметкой определяется шириной трассы. В зимний период разметка часто не видна, поэтому руководствоваться стоит исключительно знаком о начале участка и указаниями светофора.

В ряде населённых пунктов не установлены знаки перед началом участка, поэтому водителю надо максимально оперативно руководствоваться светом светофора и линиями на трассе.

Особенности движения по реверсным полосам дорог

Важно отметить, что в ПДД совершенно не предусмотрено другого обозначения таких полос, кроме нанесенной разметки. Знак остался сзади, светофоры тоже расположены с большими промежутками, поэтому наличие разметки очень важно

А она-то как раз может быть скрыта под слоем снега или наледи (особенно в России, где протяженность зимы сравнима с дальними дорогами).

Остановка на таких дорогах запрещена, даже при технической неисправности следует не выставлять знак аварийной остановки, а постараться убрать автомобиль с реверсной полосы. Для предотвращения опасных ситуаций и малоприятных бесед с работниками ГАИ следует помнить следующий пункт из правил дорожного движения, касающийся нашего «реверса»:

Пересечение линии 1.9 допускается, если она расположена справа от водителя, если реверсивные светофоры отсутствуют либо не функционируют. Вообще при строгом следовании ПДД выезд на обозначенную полосу реверсного движения в ее «нерабочем состоянии» запрещен – она считается резервной дорогой для движения автомобилей экстренных служб. Поэтому разумно изучить наличие дорог с «реверсивными сюрпризами» на своих маршрутах заранее и быть готовым к встрече с ними.

Потому что неготовность может обойтись во вполне конкретные суммы и расход нервной энергии (что в финансовом выражении трудно оценить). Согласно статье 12.15 ПДД, нарушение правил расположения транспорта, в том числе встречного разъезда, обгона, движения по обочинам, влечет наложение административного штрафа размером… от пятисот рублей.

В практическом плане сбережения 500 рублей достаточно перед поворотом на дорогу с реверсивной полосой перестроиться направо. Даже если светофоры над реверс-полосами давно отключены, заработать они могли именно в этот день, а знак с белой стрелой на квадратном синем фоне – вот он, никуда не делся. Чего не скажешь о сумме внезапного штрафа, полученного в буквальном смысле на ровном месте.

Главная →

Практические советы → Безопасное вождение →

Определение

Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.

Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.

Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.

Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.

Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.

Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.

Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги

Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора

Знаки и светофоры

Эти специальные знаки выполнены в белом цвете на синем фоне и оповещают о том, что на этом участке проходит реверсное движение.

Как правило, в таких местах их ставят сразу два, чтобы обозначить:

  • начало полосы — номер 5.8;
  • конец реверсного движения — номер 5.9.

На перекрёстках дополнительно устанавливается знак 5.10. Кроме него есть ещё и другие знаки, регулирующие реверсное движение:

  • 11.1 – маршрутные транспортные средства могут двигаться во встречном направлении от главного потока автомобилей;
  • 15.8 – количество дорожных полос, где можно менять направление движения.

Над полосами, где часто меняется направление движения, установлен . Он бывает трёх видов. Состоит из одной, двух или трёх камер, соответственно. Внимательный водитель, увидев нужный сигнал, может перестроиться в соседний ряд, не нарушая правил. Выучить сигналы несложно.

Они по внешнему виду и смысловому содержанию не отличаются от привычных:

  1. Красный крест — запрет движения.
  2. Зелёный — движение разрешено.
  3. Жёлтый — можно перестраиваться согласно указаниям стрелки. На обычном светофоре жёлтый означает, что происходит смена сигнала. Когда загорелась такая стрелка, необходимо успеть перестроится на соседнюю полосу, пока на светофоре не загорится красным.

Трактовка правил передвижения

Выделяется два основный варианта реверсивных дорог, в зависимости от числа рядов, по которым осуществляется передвижение. В первом варианте средняя полоса отделена от соседних двойными белыми прерывистыми линиями. Разметка указывает на факт реверсивного движения. Разрешение или запрет на езду по ней регулирует светофор, дающий право проезда тому или иному направлению. Как только заканчивается участок с реверсивным движением, водитель обязан выполнить перестроение вправо.

Второй случай предусматривает четырёх полосную дорогу, по которой в обычном режиме два направления двигается в одну сторону, а два в другую. Разметка в данном варианте наносится на середину дороги и распространяет своё действие на два направления, которые разделяет.

Движение на таком участке осуществляется следующим образом:

  1. При включённом реверсивном светофоре три ряда используются для езды в одну сторону.
  2. Если светофор отключён, то трасса воспринимается как обычная, и движение идёт по двум полосам в каждое из направлений.

По окончании участка водители с третьей полосы перестраиваются в основные. Как правило, это сокращает длину пробок и делает движение более комфортным.

Правила реверсивного движения

По ПДД реверсивное движение организуется так, чтобы едущие навстречу друг другу авто не оказались на многофункциональном ряду дороги одновременно. Выполнять правила помогут разметка, знаки, светофор или регулировщик. Но и знать, как ехать на определенном участке, тоже необходимо.

Выезд на полосы

Выезд на полосу реверсивного движения разрешен там, где:

  • есть работающий светофор, и на нем горит зеленый;
  • установлен знак 5.8.

В последнем случае нужно смотреть, какой указатель расположен рядом с символом. Например, при 8.5.1 выезжать на многофункциональную полосу можно только по субботам, воскресеньям и в праздничные дни. Если вспомогательного указателя нет, следует ориентироваться по светофору. Или на этом участке должен стоять регулировщик.

Въезжать (при отсутствии запрета) на полосу для езды в обе стороны можно с любого направления. А покидать ее – только на крайний правый ряд.

На светофоре

Светофор реверсивного движения – особенный. Чаще у него два сигнала: красный и зеленый. Первый означает запрет вступать на ряд с меняющимся направлением, ехать по нему или требование переместиться вправо, если ТС уже находится там. Зеленый горит для тех, кому можно двигаться по этой полосе. Иногда у специального светофора бывает и желтый сигнал. Он означает, что вскоре произойдет изменение направления движения. Для каждой из полос, если их несколько, устанавливается свой прибор.

Когда светофор висит, но не работает, а разметка 1.9 есть только слева, многофункциональный ряд превращается в обычный. При выключенном приборе и линии по центру дороги ехать по нему запрещено.

Проезд по мосту

Реверсивное движение на мосту не отличается от использования такого же участка обычной автодороги. Здесь может быть выделен один или несколько рядов, на которых направления могут меняться

Перемещаясь по мосту с реверсом нужно обращать внимание на разметку, сигналы светофора и знаки

На перекрестке

Когда затруднения вызывает реверсивное движение на перекрестке, речь чаще идет о том, как повернуть на этом участке:

При въезде на пересечение дорог, где начинается полоса с меняющимся направлением, нужно сначала занять крайнее правое положение. И только повернув с него, можно перестроиться на реверс.
Если автомобиль уже едет по этой полосе, и на перекрестке нужно проследовать прямо, правила те же, что при обычном движении в этой зоне. То есть нужно слушаться обычного светофора. А если его нет, уступить авто, приближающемуся справа (при условии, что дороги равнозначны) или едущему по главной.
Если машина следует по реверсу, и на перекрестке нужно свернуть, это делают с крайней правой полосы

И неважно, в какую сторону намеревается двигаться авто.

Другие особенности реверса

Кроме уже упоминавшихся, знаки реверсивного движения правила диктуют следующие:

  • обгон на многофункциональном ряду не запрещен, но должен выполняться с соблюдением пункта 11 ПДД;
  • въезд на реверс, с обеих сторон ограниченный разметкой 1.9, при выключенном светофоре или на красный сигнал приравнивается к перемещению на «встречку»;
  • разворот с него может быть выполнен, если линия разметки 1.9 не разделяет полосы, предназначенные для езды во встречных направлениях.

Рекомендуем прочитать о ДТП при перестроении. Из статьи вы узнаете о правилах перестроения, ДТП при перестроении в правый и левый ряд, при обгоне, штрафе за ДТП.

А здесь подробнее о причинах ДТП на перекрестке.

Реверсивное движение позволяет разгрузить автодороги без больших затрат. Видимо, в будущем оно будет применяться чаще

Поэтому важно не только понять особенности езды по выделенным полосам, но и не рисковать, выполняя маневры

Зона действия реверсивной дороги

Первая особенность. Открытие реверсивного движения обозначается дорожным знаком, имеющим маркировку 5.8.

Вторая особенность. Когда выезжать на реверсивный участок требуется с прилегающей дороги, присутствует знак 5.10.

Третья особенность. Завершается реверсивная полоса установлением знака 5.9.

Реверсивные светофоры дают возможность автовладельцу определиться, допустимо ли двигаться по той или иной полосе. Светофор указывает возможность движения крестиками, стрелками. Водитель обязан знать, что означают эти символы, следить за их изменениями.

Менять направление также может цветовое обозначение. Этот светофор подобен обычному:

  • красный цвет — запрещающий;
  • зеленый — разрешающий;
  • желтый — сигнализирующий о потребности перестроиться при дальнейшем следовании вперед;
  • следом за желтым сигналом зажигается красный.

Дополнительные сигналы светофора, регулирующие реверсивное движение

Ситуация первая. Над полосой горит зеленая стрелка. Значит, движение по этой полосе открыто.

Ситуация вторая. Светится желтая стрелка. Ее направление — влево или направо. Это предупреждение, на какую полосу следует перестраиваться.

Ситуация третья. Если светится красный сигнал в виде креста, на эту полосу въезжать нельзя.

Возникающие сложности

Первый момент. Когда авто движется непосредственно по реверсивной полосе, проблемы возникать не должны. Сложности могут проявиться только при выезде на реверсивную полосу, если машина до этого момента двигалась по примыкающей дороге.

Второй момент. Допустим, водителю не требуется выезжать на указанную полосу. Тогда он попросту проезжает перекресток.

Третий момент. Если нужно свернуть налево, направо, в этой ситуации первоначально следует удостовериться, что на светофоре горит разрешающий сигнал, указывая именно востребованное направление.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Соблюдение правил является неотъемлемой частью обеспечения безопасности на дороге. Соответственно подобная мера для уменьшения скорости преодоления участка дороги не является исключением. Несоблюдение точно прописанного порядка при перемещении по участку дороги, где возможно перемещение в обе стороны, карается наложением на провинившегося взыскания.

Размер материального штрафа определяется видом нарушения:

  1. Если человек за рулем авто не совершил перестройку в правый ряд во время выезда с такой части дороги, то он должен заплатить штраф в размере пятисот рублей.
  2. Если специальный светофор по каким-либо причинам не работает, а водитель совершил выезд на полосу реверсивного движения, то величина штрафа возрастает до пяти тысяч.
  3. Стоит отметить, что штраф накладывается в случае первого нарушения, повторение подобной ситуации вполне может повлечь за собой конфискацию водительских прав на один год.

Плюсы и минусы

Преимуществами введения на улицах реверсивного движения можно назвать:

  1. возможность улучшения координации транспортных средств на участках с недостаточным числом полос
  2. возможное попеременное использование трассы в прямом и обратном направлениях, таким образом, загружать поток можно наиболее рационально;
  3. использование статических указателей, в роли которых выступают специальные знаки и дорожная разметка, и динамических, коими являются светофоры (дело в том, что иногда устранение затора на дорогах требует вмешательства сотрудников дорожно постовой службы, что влечет за собой такие неудобства, как большие временные затраты и вероятность образования затора на соседней улице);
  4. уход от негативного воздействия маятниковой миграции;
  5. нормализация перемещения общественного и автомобильного транспорта в условиях большого города.

Недостатком данного типа решения проблем большой загруженности автомобильных дорог является то, что оно не помогает разгрузить те дороги, которые в часы пик загружены в обе стороны.

Соответственно данная мера является бесполезной и при проведении ремонта дорожного полотна таких крайне важных в обоих направлениях дорогах. Так что в подобных случаях необходимо задействовать другие решения для облегчения ситуации на дорогах.

Что на практике?

Несмотря на то что реверсивное движение позволяет разрешить вопрос загруженности автомагистралей в часы пик, однако, данное решение не является универсальным. Для узких улиц, движение на которых отличается очень высокой интенсивностью, причем в обе стороны, такой вариант разрешение сложной ситуации не годится.

Более того, его организация требует определенных затрат, которые выражаются в оборудовании участка дороги специальными светофорами, а также специальными знаками и нанесение разметки.

Итог

Что такое реверсивный вид передвижения транспорта должен знать каждый из участников дорожного движения. Другой вопрос заключается в целесообразности его организации на той части улиц, где интенсивное движение наблюдается только в одну из сторон.

При других вариантах загруженности, то есть когда на полосах в обе стороны очень много машин в часы пик, его едва ли можно использовать, как вариант решения подобной проблемы. Помимо этого организации реверсивного движения может позволить избежать большого затора при проведении ремонтных работ, а также в случае ДТП.

Способы организации реверсивного движения

Для организации реверсивного движения нужно установить специальный дорожный знак, который будет предупреждать об этом водителей. В этих же целях на дорогу наносится разметка либо устанавливается светофор.

Дорожная разметка

Ряд для реверсивного движения разделяется разметкой 1.9. Она представляет собой две прерывистые параллельные линии, интервал между которыми составляет 3:1.

К минусам этого метода относится то, что когда на улице снег, увидеть разметку может быть сложно. Кроме того со временем линии могут стираться.

Одна расположенная по центру линия формирует два ряда, где проходит реверс машин. Если же разметка обозначается с двух сторон, на дороге будет одна реверсивная полоса.

Сигналы светофора

Использование специального сигнального прибора – светофора, является еще одним способом организации реверсивного движения. Светофор обычно имеет 2 или 3 поля. На них можно увидеть следующие обозначения:

  1. Зеленая направленная вниз стрелка. Дает разрешение ехать по соответствующей полосе.
  2. Желтая стрелка, направленная в правый нижний угол. Является знаком того, что нужно покинуть полосу, сменив ее на соседнюю.
  3. Красный крест. Запрещает передвижение.

Реверсивный светофор устанавливается на конкретную полосу дороги. Его функционирование не распространяется на всю дорогу либо перекресток. Он работает сугубо для тех машин, которые двигаются по полосе, над которой он висит.

Специальные знаки

При въезде на реверсивную полосу водитель должен видеть указатели, которые говорят об этом. К таковым относятся следующие знаки:

  1. Знак 5.8. Выглядит как изображение соединенной стрелки с указателями направления вверх и вниз. Говорит о начале реверсивной полосы.
  2. Знак 5.9. Выглядит как перечеркнутый красной линией предыдущий знак и говорит о том, что часть с реверсом заканчивается.
  3. Знак 5.10. Представляет собой белые стрелки, которые расположены горизонтально и указывают на направления влево и вправо. Указатель является предупреждением о начале движения в реверсе. Увидеть его можно лишь перед перекрестком.

Парапеты

Аварии на дорогах во многом связаны не только с загруженностью, но и с тем, что светофоров и разметки не хватает для обеспечения правильного реверсивного движения. Поэтому дополнительно могут использоваться блоки парапетного типа из бетонных конструкций. Они ограждают на встречной стороне дороги свободные полосы, что дает возможность повысить скорость машин при пиковых нагрузках.

Парапеты устанавливаются на дороге и закрепляются подкладками из резины. Ограждения могут иметь постоянную и переменную длину. Парапеты переменной длины делаются из стали и представляют собой сварочную конструкцию. Использование подобных передвижных блоков обеспечивает разделение разметки дороги на секции для реверсивного движения.

Ответственность за нарушение правил

​Поскольку реверсивное движения относится к одному из правовых видов движения на дорожном полотне, необходимо учитывать что как и везде, за нарушение установленных законодательство РФ правил предусмотрена административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве основного вида ответственности предусматривает административный штраф, размер которого варьируется в зависимости от вида правонарушения и в пределах от 500 до 5 000 рублей. Такое неприятное последствие нарушения как штраф не смертельно, но все таки неприятно. Кроме того в случае злостного рецидива возможно наступление такого последствия как лишение водительских прав на определенный срок. Хочется отметить, что такой вид административного наказания уже не кажется таким несущественным.

Поскольку реверсивные полосы были созданы, чтобы облегчить автолюбителем жизнь на трассе, необходимо соблюдать правила движения на таких участках дороги, чтобы не рисковать своим кошельком и жизнью, наслаждаясь при этом удобством и простотой реверсивного движения.

Преимущества и недостатки реверсивных полос

Опыт внедрения движения в разные стороны давно с успехом используется по всему Миру. В то же время, на постсоветском пространстве редко встретишь больше 2-3 подобных участков на всю транспортную систему государства. Именно поэтому пользователи не всегда понимают преимущества передвижения по трассам с реверсивным движением.

Преимущества:

  • Экономия времени, потраченного на дорогу, составляет около 20-40%;
  • В среднем, на участке с реверсивным передвижением скорость автомобильного потока на 10 километров в час выше, чем на аналогичной стандартной трассе.

Кроме того, свободный ряд позволяет строительной технике и службам оперативного реагирования беспрепятственно добраться до нужного места, в случае необходимости. К сожалению, редкость подобных участков в странах СНГ можно объяснить неоспоримыми минусами. Прежде всего, это – высокая стоимость оборудования и ухода за территорией «обратного» движения.

Принятие соответствующих мер пресечения нарушений позволит убедиться в положительных сторонах использования реверса и распространить его на все проблемные участки дорог по государству.

В видеоролике доступно и понятно рассказывается о правилах реверсивного движения:

Реверсивное движение: особенности и организация

В России такой вид движения — это вынужденная мера, которая пока не получила широкого распространения. А также в силу малой организованности водителей на дороге, на таких участках вероятность ДТП гораздо выше, в связи с чем инспекторы призывают быть на них более внимательными.

Особенность реверсивной дороги в том, что по одной полосе движение может выполняться в обе стороны, но в разные промежутки времени. Регулируется оно в зависимости от ситуации, инспектором ГИБДД или специальным светофором. Чаще всего такое решение можно наблюдать в период ремонта дорожного полотна. В крупных мегаполисах, где вопрос загруженности дорого стоит особенно остро, оно используется для разгрузки.

Как уже было упомянуто выше, такие участки отличаются повышенной степенью риска. Движение по реверсивной полосе продолжается до установленного знака

Особенно осторожно следует быть в момент поворота направо и перестроения на перекрёстке, начинающем такое движение, в крайний правый ряд. По окончании движения с правой стороны необходимо перестраиваться в правый крайний ряд даже при необходимости поворота налево

Несоблюдение правила карается штрафом и фиксируется камерой наблюдения.

Кроме того, перестроение на полосу с реверсивным движением можно выполнять только при условии видимости светофора, все манёвры совершаются при его разрешающем сигнале. Предусмотрено несколько вариантов сигнального светофора: с двумя и тремя табличками.

  • Красный перечёркнутый сигнал сообщает о том, что проезд запрещён, об этом же сигнализирует полное отсутствие каких-либо сигналов.
  • Жёлтый сигнал оповещает о том, что пока ещё можно проехать, но пора перестраиваться, если сигнал стал запрещающим уже после въезда на полосу, то следует при первой возможности её покинуть.
  • Зеленый сигнал, по традиции, является разрешающим.

Как еще определить, что перед вами полоса реверсивного движения? Для этого используется специальная разметка. Для выделения подобных полос используется двойная прерывистая линия, при этом промежутки разрыва короче основных полос в три раза. Этот тип разметки имеет маркировку 1.9.

Использование такого обозначения значительно усложняет распознавание участка. В первую очередь это связано с тем, что погодные условия часто предполагают заснеженность дорожного полотна. Кроме того, краска имеет свойство стираться с асфальта. Как правило, при наличии разметки и отсутствия регулирующего светофора выезжать на реверсивную полосу нельзя, а располагается она посередине дороги.

Ещё можно встретить разметку специальными знаками. Синий квадрат с двухсторонней стрелкой, указывающей одновременно вперёд и назад, обозначает начала такого участка пути. Соответственно аналогичный перечёркнутый знак сообщает о завершении.

Правила движения по реверсивным полосам

Реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров

Рассмотрим, как правильно двигаться по полосе реверсивного  движения, организованной с помощью светофоров. Это способ организации реверсивного движения является самым эффективным и потому – наиболее массовым и предпочтительным. Его очень часто применяют в городском цикле. А все потому, что режим движения здесь можно менять ситуативно и мгновенно (путем переключения сигналов светофора). Такая организация движения должна включать в себя (как минимум!) три элемента: реверсивные светофоры, дорожные знаки и горизонтальную разметку.

На начало и конец такой дороги будут указывать:

во-первых, уже упомянутые дорожные знаки 5.8 и 5.9, информирующие водителя о въезде на дорогу с полосами для реверсивного движения или выезде с нее (соответственно);

во-вторых, дорожная разметка 1.9, которая наносится либо с обеих сторон от реверсивной полосы,

Дорожная разметка 1.9 с обеих сторон реверсивной полосы

либо только с левой ее стороны.

Дорожная разметка 1.9 с левой стороны реверсивной полосы

Запутаться в том, является ли полоса реверсивной, не получится, ибо над каждой такой полосой обязательно размещается реверсивный светофор, который и будет регламентировать движение по ней. Реверсивные светофоры через некоторые расстояния повторяются, что позволяет создать динамику смены его сигналов и, следовательно, максимально быстро менять режим движения по таким полосам в случае необходимости.

Реверсивные светофоры

Важнейшая роль на такой дороге будет принадлежать именно светофору, сигналы которого укажут водителю на 4 основных сценария развития событий. Проанализируем их сущность.

Сценарий №1: «зеленая стрелочка»

Включенный сигнал реверсивного светофора в виде зеленой стрелки, расположенный над конкретной полосой, указывает водителю на то, что ему разрешается занимать эту полосу для дальнейшего движения.

Следовательно, водитель может перестроиться на реверсивную полосу и, тем самым, продолжить движение уже по ней. А может и воздержаться от выезда на нее. Это – дело самого водителя!

Сценарий №2: «красный крестик»

Данный сигнал реверсивного светофора является запрещающим. Выезд на полосу реверсивного движения категорически запрещен. И он однозначно требует от водителя воздержаться от перестроения на реверсивную полосу. Или же немедленно покинуть ее и перестроиться правее (если он ранее двигался по ней).

Дальнейшее движение по реверсивной полосе исключено, ибо она отныне будет использоваться для реверса – движения во встречном направлении.

Сценарий №3: «желтая стрелочка» (при ее наличии в поле светофора)

Подобный сигнал реверсивного светофора информирует водителя о том, что ему рекомендуется приготовиться к перестроению на правую (нереверсивную) полосу и желательно уже начать такое перестроение.

Просто следующие светофоры, установленные над этой же полосой через некоторое расстояние, будет иметь в своем поле «красный крестик» и, значит, запрещать дальнейшее движение по полосе. Поэтому водителю-то и предлагается уже заранее начать готовиться к такой перспективе развития событий.

Сценарий №4: все сигналы светофора выключены

Несмотря на, казалось бы, бездействие реверсивного светофора, такой режим требует от водителя максимальной внимательности и осторожности

Важно запомнить главное: если светофоры внезапно отключились или изначально не работали, то водитель должен отказаться от выезда на полосы, у которых разметка 1.9 («двойная прерывистая») расположена справа (это так называемые «абсолютно реверсивные полосы»)

или же немедленно покинуть такие полосы.

Полосы же, у которых «двойная прерывистая» расположена только слева, допустимо занимать для движения в попутном направлении.

При таком сценарии полосы, не являющиеся «абсолютно реверсивными», как бы «возвращаются» водителям для организации классического – «нереверсивного» движения.

Таким образом, реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров, подчиняется действию сигналов светофора. При этом дорожные знаки 5.8 и 5.9, а также разметка 1.9 указывают на границы такого участка дороги.

Ссылка на основную публикацию