Береги автомобиль: как защитить свою машину от угона

Компоненты противоугонной системы

Конструктивные особенности зависят от потребностей владельца машины. Для предотвращения взлома используют сигнализацию и блокираторы в противоугонных системах, а также дополнительную аппаратуру. Рассмотрим несколько простых вариантов для защиты:

сигнализация — привлекает внимание к авто с помощью звуковой сирены при попытке взлома;
система слежения — отслеживание автомобиля на карте в случае угона;
защита замка — с личинки снимают тягу, которая позволяет открывать замок отмычками, а вместо этого используют электрические и механические способы открытия;
блок управления — штатный управляющий элемент помещают в специальный короб, для открытия которого необходимо снять аккумулятор и другое оборудование;
блокировка — для увеличения защиты цепи используют дополнительный переходной элемент, с одной стороны которого OBD разъем, а с другой – нестандартный элемент.


Блокировка рулевого колеса

Все вышеописанные элементы работают автономно и не зависят от других систем. Угон автомобиля возможен только после полного взлома.

Почему автопроизводители ничего не делают с технологией Keyless Go?

 

Может сложиться ошибочное мнение, что автопроизводители сознательно ничего не делают и не усовершенствуют технологию бесключевого комфортного доступа в автомобиль. Ведь они знают о массовых угонах автомобилей с данной системой по всему миру.

Но на самом деле и несмотря на то, что проблема таких угонов появилась достаточно давно, многие автомобильные компании уже несколько лет ведут разработку новых систем Keyless Go с одной только целью, помешать угонщикам использовать простейшее оборудование для ретрансляции сигнала бесконтактного радиобрелока.

Вот например. Многие автомобильные компании начали экспериментировать с частотой радиосигнала бесконтактного ключа, а некоторые, решили оснастить автомобили новейшим программным обеспечением, которое основывается на технологии «искусственного разума», который сам умеет различать оригинальный ключ от ретранслятора угонщиков.

 

К сожалению подобные новшества автопроизводителей обходятся не дешево и, как правило они появляются только на дорогих премиальных автомобилях. Хотя не факт, если вы вернетесь к началу статьи и посмотрите видеоролик, то сразу поймете, что даже новый и очень дорогой Mercedes легко можно угнать при помощи специального радиооборудования. И это все с учетом того, что компания Mercedes не раз в сети и по телевидению расхваливала свою новейшую систему безопасности.

Таким образом можно констатировать, на сегодняшний день проблема с системой бесконтактного доступа в машину еще не решена, тем-более в глобальном масштабе. Ведь в большинстве недорогих автомобилей сегодня установлена стандартная система Keyless Go, которая легко взламывается даже не очень дорогим оборудованием. Так же хочется отметить, что за последние годы радиооборудование используемое автоугонщиками существенно подешевело, оно стало легко доступным для приобретения его в сети. 

Как это обычно бывает

Это всегда бывает неожиданно. Очень неприятные ощущения испытывает человек, который подойдя к тому месту, где он накануне оставил свою машину, не видит ее там. Вернее, он видит, что ее там нет.

Многие впадают в ступор, у других начинается паника, совмещаемая с сумбурными действиями по поиску пропажи, некоторые, коих меньше всего, сразу звонят в правоохранительные органы с заявлением о пропаже.

Существуют статистические данные о том, в каких обстоятельствах, где, когда, каким образом, чаще всего совершаются угоны автомобилей.

Это полезная информация, ведь зная ее и правильно проанализировав, можно понять, как обезопасить свою машину от угона наилучшим образом.

Откуда угоняют

Чаще всего автотранспортные средства угоняют в следующих местах:

На неохраняемых автостоянках около торговых центров и супермаркетов. Очень часто здесь «дежурят» авто угонщики, которые наблюдают за подъезжающими автомобилями, оценивают их и, увидев подходящий экземпляр, угоняют его прямо среди белого дня

Причем, что важно, они оценивают не только саму машину, но и поведение автовладельца. Нередко, самые рассеянные из них, забывают поставить автомобиль на охранную сигнализацию, а то и вовсе – выйдя из машины, оставляют в ней ключи.

На парковках около офисных зданий, фитнес центров, управлений предприятий и пр

Там, где автомобиль оставляется, как правило, не на один час, а охрана отсутствует. В таких местах часто располагаются, так называемые «наблюдатели», которые определяют, какой автомобиль можно «взять» без лишней возни.

Во дворах домов, где автомобилисты оставляют свои машины, пока сами находятся дома. Чаще всего угон с дворов совершается в ночное время. Темно, все спят и, даже если сработает сигнализация, преступнику легче будет быстро скрыться.

Из гаражей. Это происходит не так часто, но все же бывает, особенно, если в гараже спрятали дорогую иномарку, на которую у угонщиков есть заказ.

На трассе, посреди дороги. Это, пожалуй, самый опасный для водителя вариант, так как он может пострадать физически. Силовым путем или методом обмана, преступники получают ключи от автомобиля и просто уезжают на нем. Чаще всего, таким образом, забирают не местные машины на загородных трассах. Хорошо, если в вашем автомобиле установлен специальный спутниковый маяк, по которому его можно отследить некоторое время, тогда, оперативно обратившись в правоохранительные органы, у вас есть неплохой шанс его вернуть.

Методы угона

Очень хорошо, что в 2020 году не появились кардинально новые способы угона автомобилей, как и раньше, самыми распространенными и эффективными методами угона автомобилей являются:

  1. Взлом замков автомобиля. Этот метод один из самых старых и примитивных, который применяется в основном к старым иномаркам и к автомобилям отечественного производства. Методы взлома замков существуют самые разные, от вскрытия отмычками или вкрутками, до использования агрессивных химических средств (кислоты) против его штифтовых пружин (они растворяются, и замок легко вскрывается отверткой).
  2. С помощью специального электронного прибора, называемому «кодграббер». Используя этот инструмент, преступные элементы уже не первый год сканируют радиосигнал, передаваемый с брелока сигнализации. Перехватив его, они могут с легкостью разблокировать защитную систему автомобиля и отключить сигнализацию. В процессе эволюции, появились более совершенные приборы: «кодграббер с кодозамещением» и «алгоритмический кодграббер». Они позволяют перехватывать сигналы с последних, усовершенствованных вариантов сигнализаций и противоугонных систем.
  3. Считывание кода замка современного автомобиля с помощью «декодера». После этого делается новый ключ и открывается нужный замок. Этим методом пользуются, как правило, только продвинутые угонщики.
  4. Вывод из строя штатного иммобилайзера. С помощью нужного прибора и особой программы, взломщик нейтрализует заводской иммобилайзер автомобиля, перепрошивает (перепрограммирует) его и после этого – может завести и угнать его.
  5. Глушение GSMсигнала. Этим методом пользуются профессионалы для нейтрализации действия противоугонных систем современных автомобилей с устройством спутниковой связи. Заглушив данную функцию, угонщик добивается того, что автовладелец не будет информирован о местонахождении автомобиля и о том, что его угоняют. При работающем GSM сигнале, все эти сведения передаются на брелок сигнализации.

Также не лишним будет еще раз напомнить о разбойничьих нападениях и различных схемах обмана автовладельца с целью завладения ключом автомобиля.

Метка для машины против кражи

Метка-транспондер – это новое поколения интеллектуальных приборов против угона.

Что это за устройство для защиты машины от хищения?

Что это такое? Как правило, это небольшой брелок с электронным устройством, которое принимает и передаёт сигналы в некотором диапазоне частот. Прибор необходимо хранить при себе отдельно от ключей автомобиля. Защищает автомобиль от угона путем выкидывания водителя из машины.

Система охраны, установленная на автомобиле, всё время обменивается сигналами с меткой и если не получает от неё обратного ответа, то даёт команду заглушить двигатель.

Принцип использования меток для охраны авто

Принцип работы напоминает бесконтактный «ключ» для защиты автомашины. У метки-транспондера маленький радиус действия, не превышающий от 2 до 5 метров, при приближении к авто между меткой и модулем охраны происходит обмен сигналами и отключение защиты.

Если угонщик силой или при помощи угроз завладеет ключами от машины, сядет за руль и начнёт движение, то при наличии метки у владельца автомобиля (а она обязательно должна быть с собой) машина проедет около 10 метров и заглохнет, а хозяин авто за это время успеет вызвать полицию.

Таким образом, без метки-транспондера ваш автомобиль никуда не уедет.

Плюсы и минусы использования

Плюсы:

  • головной модуль может быть сопряжён с устройством блокировки двигателя и центральным замком. В этом случае при удалении от машины двери будут автоматически блокироваться, а при приближении к автомобилю на заданное расстояние – открываться.
  • При попытке насильно отнять автомобиль после начала движения двигатель будет заглушен, а все двери заблокированы, после чего злоумышленник окажется запертым в машине.
  • Метка работает при любых погодных условиях независимо от мороза, жары, снега или дождя.

К минусам можно отнести необходимость бережно хранить метку и всегда при пользовании автомобилем носить с собой отдельно от комплекта ключей с брелком сигнализации.

Стоимость этих устройств

Стоимость метки зависит от марки производителя, технических параметров и дизайна. Самые дешёвые китайские варианты стоят всего несколько сот рублей, но их надёжность вызывает серьёзные опасения.

Стоимость популярных моделей Black Bug MD-C или MD-LP в зависимости от параметров ориентировочно составляет от 1500 до 2500 рублей.

Существует множество современных технологических решений с применением электронных разработок, которые защищают автомобиль от угона, а также помогают его найти в случае хищения

При этом не надо полагаться целиком и полностью на технические инновации, будьте внимательны и соблюдайте все меры предосторожности при хранении своего автомобиля

Виды маркировок машин препятствующих угону

Сам процесс противоугонной маркировки не является, каким-то новым или современным. На автомобилях давно уже наносится основные отметки (VIN номер) при его производстве:

  • под лобовым стеклом;
  • под капотом авто;
  • в багажнике под обшивкой;
  • в определённых местах салона;

Противоугонная маркировка деталей и узлов автомобиля — создание цифрового кода путем его нанесения:

  • открытым способом;
    • на фарах и стёклах машины;
      • гравировкой;
      • специальными химическими составами;
      • методом пескоструйной обработки;
  • скрытым способом;
    • распылением специального состава содержащего более 5000 микродисков, с идентификационными данными (ПИН) владельца;
      • на детали салона и кузова;
      • навесные узлы двигателя;
      • трансмиссию;
      • проводку и электронные части авто;
    • люминофорными красками, через трафарет;
    • методом давления;

Уникальная, антиугонная окраска автомобиля несёт в себе не меньшие противоугонные функции, чем аэрография, что касается непосредственно самого процесса угона. Выполненная в профессиональной мастерской, талантливым специалистом, такое авто вряд ли будет интересна угонщикам. Если только с эстетической точки зрения. Вот только отдельные узлы и детали, таким образом, не защитить.

Что такое противоугонная система автомобиля?

Водители склонны недооценивает вероятность кражи машины, рассчитывая на стандартные защитные модули. Но любой автомобиль должен быть надежным и гарантировать долгосрочное противодействие взломщику. Чем сложнее получить доступ к транспортному средству, тем ниже вероятность кражи.


Противоугонные системы для автомобиля

Противоугонная система — комплекс механических, аппаратных и программных средств, предназначенных для увеличения защиты автомобиля от угона или попытки взлома. С помощью специальных устройств обеспечивается работа звуковой сигнализации для отпугивания преступника, осуществляется блокировка модулей авто и усложняется процесс кражи.

Метка для автомобиля против угона что это

Минус любой сигнализации в том, что иногда она срабатывает не в тему – то кошка прыгнет на машину, то заденут ее случайно.

То есть для того, чтобы «обойти иммобилайзер понадобится 10-20 минут. Это спутниковое устройство для поиска и возврата автомобиля в случае угона? У угонщиков уже давно появились приспособления специально для этого – свертки и «заводилки», но и на такие устройства есть своя управа. Решение: устанавливайте с дополнительными системами и, не оставляйте автомобиль без присмотра, на безлюдных и неосвещаемых местах.

Задача угонщика — заставить владельца автомобиля самостоятельно выключить сигнализацию. Воры также могут специально между подкрыльником и задним колесом поместить пустую пластиковую бутылку. Услышав шум при движении, водитель выходит из машины, иногда забыв даже вынуть ключ из замка зажигания, осматирвает заднее колесо, а в это время злоумышленники пользуются моментом и угоняют машину. Еще один вариант, как можно обезопасить машину от угона, кроме сигнализации, – так называемый техноблок, который помещается в гидравлическую среду системы тормозов или сцепления.

При блокировке педаль тормоза «втягивается и остается в нажатом состоянии, автомобиль поехать не сможет. Открывается замок ключом, который имеет 20 000 000 комбинаций. Преимущество системы в ее универсальности для всех автомобилей; при установке такого замка удешевляются услуги страхования КАСКО. Слабой стороной спутниковых противоугонных систем можно считать способ передачи данных от автомобиля к оператору — информация передается по каналу GSM и при использовании широкополосной «глушилки оператор не узнает, что происходит с автомобилем. Как же уберечь свой автомобиль от угона?

Эксперты по противоугонным устройствам из Autosecurity рассказали «Авторамблеру», какие автосигнализации защищают машину от вскрытия код-граббером, насколько полезны механические средства защиты: замки рулевого вала и коробки передач, и какая автозащита на сегодняшний день является самой эффективной. Тогда уж лучше сразу выбирать сильную функциональную систему с ПИН-кодовой авторизацией в которой все алгоритмы заточены под данный тип авторизации

Сформировал вопросы чтобы понять важность метки у иммобилайзеров, чтобы отсеить те у которых нет такой функции и не терять время на чтение их характеристик (если метка все же важна). Заранее благодарю за ответы

Читайте другие статьи на сайте:

  • Как правильно составить заявление в полицию о краже денег с карты
  • Основания и условия уголовной ответственности за неоконченное преступление
  • Регион в котором находится страна краткая характеристика ее соседей
  • Порядок учета хранения и выдачи оружия и боеприпасов в подразделении
  • Оформить акт предварительного расследования причин аварии местной комиссией

Другие методы

Кроме популярных защитных систем для автомобиля, некоторые водители используют авторские решения, которые практикуют нестандартный подход к противоугонному оборудованию. При грамотном монтаже подобных приспособлений, можно защитить авто от любых незаконных действий и сделать его неинтересным для преступников. Отдельные варианты гарантируют комплексную защиту автомобиля от угона и превосходят магазинные изобретения.

Интересным способом защиты машины является диалоговая метка. Внешне она напоминает собой компактный брелок без кнопок. Владелец авто может носить его с собой в отдельном кармане или кошельке.

Прибор автоматически передает на метку закодированный сигнал и выполняет разблокировку транспортного средства лишь при нахождении водителя в радиусе 10-15 м. Такая система характеризуется особой эффективностью и не подвергается взлому кодграбберами

Водителю важно лишь носить метку с собой. В случае удаления устройства от автомобиля произойдет автоматическое глушение мотора

Есть и другие способы защиты. В их числе — использование услуг аэрографии или графических меток. Подобные автомобили неинтересны для угонщиков, т. к. они выделяются на фоне остальных и могут быть быстро найдены сотрудниками правоохранительных органов.

Каждый водитель должен знать, как надежно защитить машину от угона и обезопасить свой автомобиль от любых незаконных действий. Для этого нужно установить хорошую систему безопасности сразу после покупки машины.

Угон с применением кодграбберов

С развитием технологий все чаще преступники в своей деятельности начали применять всевозможные электронные устройства, позволяющие деактивировать иммобилайзер или охранный комплекс. Наиболее распространенным устройством является кодграббер, с помощью которого угонщик перехватывает сигнал от брелока, а в нужный момент транслирует его в угоняемый автомобиль, тем самым снимая его с охраны, дополнительно блокируя дополнительные комплексы защиты, включая спутниковые передатчики, отслеживающие местоположение угнанной машины. Наиболее подвержены электронному взлому сигнализации низшей ценовой категории не имеющих сертификации в РФ.

Решение: Устанавливайте сигнализации с защитой от кодграбберов, например Starline A63 или любую другую модель с диалаговой кодировкой.

Скрытые отметки

Конечно, открытая, противоугонная маркировка не поможет при реализации транспортного средства «под разборку». Хотя и тут потеря в цене будет достаточно весома. В этом случае будет полезна скрытая маркировка:

Микроточками или микродисками

  • на каждом таком диске индивидуальная информация маишины;
  • наносится с помощью аэрозольного баллончика или краскопульта, в котором находится от 400 до 20000 микродисков толщиной 0,6 мм;
  • состав эмульсии:
    • имеет способность светиться при облучении ультрафиолетовой лампой;
    • химически стоек к различным растворителям;
  • могут подвергаться противоугонному кодированию любые наружные и внутренние детали автомобиля, вплоть до электропроводки;
  • считывание осуществляется специальным сканером (миниатюрным микроскопом);
  • стоимость противоугонной маркировки всей машины – от 5400 до 7500 рублей;
  • срок эксплуатации – до 20 лет;
  • найти и удалить несколько тысяч микродисков — совершенно.

Флюоресцирующими составами

  • нанесение невидимых, без специального оборудования, меток на различных частях автомобиля особыми флюоресцирующими окрасочными составами;
  • выполняется по заранее согласованному трафарету;
  • места нанесения неизвестны злоумышленникам;
    • в салоне машины;
    • на навесных узлах подкапотного пространства;
    • под обшивкой багажного отделения;
  • стоимость всего комплекса работ – от 3500 рублей;

Методом механической деформации

  • подобным образом маркируются скрытые полости машины методом выдавливания основного металла;
    • глубина деформации – до 1,5 мм;
    • место нанесения VIN-номер автомобиля или PIN-владельца защищается прочной, прозрачной плёнкой;
    • удаление метки механическим путём невозможно.

Уникальная окраска машины

  • своеобразная художественная маркировка и чрезвычайно заметная улика в случае угона;
  • практически неугоняемый вариант маркированного, таким образом, автомобиля;
  • заметен авто для всех;
    • для прохожих;
    • жителям окружающих зданий;
    • на постах ГИБДД.

Стоимость подобной маркировки зависит от художественного мастерства автора:

  • разработка компьютерного макета – до 15000 руб;
  • исполнение работы на 1-ой детали – от 20000 руб;
  • снижение стоимости возможно при использовании уже готового макета.

Подобные мероприятия по идентификации машины ни в коем случае не противостоят процессу его угона. Они скорее носят предупредительные функции, психологического характера, чем противоугонные Яркие, предупреждающие стикеры и приметные VIN-номера, на остеклении авто, вряд ли придутся по вкусу, даже малоискушённому угонщику.

Это же не просто красивые этикетки. Для него это потеря 50% стоимости при реализации угнанного автомобиля. Проще найти менее заметный объект для угона, чем рисковать собственной свободой.

Руководство по реальной защите авто от угона

В зависимости от стоимости авто и его потенциальной «угоняемости» можно предпринять только базовые меры защиты, ограничившись минимальными вложениями, или расширенные, если автомобиль дорогой.

По статистике центров по установке охранных систем, ориентировочная стоимость комплекса противоугонных систем и приспособлений обычно составляет порядка 2 % от цены автомобиля.

Базовая защита авто.

В обязательном порядке в случае их отсутствия на авто требуется установить:

  • иммобилайзер – не даёт, запустить двигатель, обесточивая его либо бензонасос.
  • Механический замок на капот – предотвращает доступ в подкапотное пространство.

Дополнительные меры защиты

  1. Маркировка стёкол – на все стёкла наносятся последние 4 или 5 цифр вин-номера.

    Угонщик будет вынужден менять все стёкла, что резко снижает для него привлекательность авто.

  2. Механические противоугонные системы – к ним относятся замки рулевого вала, АКПП и тормозной системы.

    Наибольшей популярностью пользуются замки на рулевую колонку марок «Гарант», «Dragon» или «Mult-lock».

    Это самые эффективные приспособления, механически блокирующие рулевой вал, угонщики бросают угоняемое авто, если видят такое устройство.

    Из минусов – неудобство эксплуатации, так как в основном это штыревые версии, которые надо устанавливать снизу в области педалей.

  3. Электронные системы – к ним относятся охранные сигнализации и дополнительный иммобилайзер.

    Второй иммобилайзер – высокоэффективная мера защиты, обычно устанавливается контактный иммобилайзер в пару к основному бесконтактному.

    Они блокируют двигатель по разным алгоритмам и значительно усложняют работу угонщика.

Системы поиска.

Формально подразделяются на два типа:

  1. спутниковая поисково-охранная система (СПОС) – обеспечивает постоянное слежение контроль за авто и дистанционно блокирует двигатель при хищении.
  2. Маяк-закладка – не относится к системам защиты автомобиля от угона, но эффективно помогает его найти, когда автомобиль уже похищен. В обычном состоянии находится в «спящем» режиме и активизируется дистанционно, переходя в режим слежения.

    Практически невозможно обнаружить сканерами, единственный способ нахождения – полностью разобрать авто.

Механические способы блокировки

В продаже доступны лучшие противоугонные устройства для автомобилей с электронным управлением и массой полезных функций, механические варианты продолжают пользоваться спросом. С их помощью обеспечивается лучшая защита от кражи и меньшая уязвимость взлому. В зависимости от места установки, существуют такие системы блокировки «анти-угон»:

  • Для руля.
  • Для коробки передач.
  • Для дверей.
  • Для педалей.
  • Для колес.
  • Для капота.

Руля

Современные отличаются простым принципом работы, но высокой эффективностью. Они минимизируют вероятность угона авто, т. к. не дают рулевому колесу поворачиваться.

На рынке предлагается несколько разновидностей подобных устройств, но все они предназначаются для одной цели — лишения злоумышленников возможности повернуть руль. Однако не все модели способны справиться со своей задачей, т.к. преступники постоянно придумывают новые хитрости и способы обхода блокировки.

В кругу автомобилистов особой популярностью пользуются такие типы блокираторов:

  • Модели, которые устанавливаются на руль и препятствуют его повороту.
  • Устройства, которые размещают на валу, соединяющем колесо руля с механизмом управления.
  • Модели, устанавливаемые на колонке руля. Характеризуются самым сложным исполнением, но лучшей степенью защиты. Наличие встроенных блокировочных механизмов предотвращает движение вала руля

Представители первой группы обладают одним важным плюсом — универсальностью.

Еще такой блокиратор хорошо виден с улицы, что повышает его эффективность. Вряд ли преступник захочет связываться с автомобилем, где красуется защитный механизм. Но кроме плюсов, у этих блокираторов имеются и недостатки:

  • Несовместимость с некоторыми моделями автомобилей.
  • Невозможность выбора оптимальной позиции размещения.
  • Вероятность поломки лобового стекла или рулевого колеса при столкновении.
  • Высокая стоимость — от 8 тыс. руб. Другие методы защиты автомобиля от угона стоят дешевле.

Противоугонное устройство, которое размещается на рулевом валу, превосходит первый тип оптимальным распределением нагрузок при угоне. Рабочие узлы блокиратора соприкасаются с перепонкой между салоном, напольным покрытием или отсеком мотора. Выполнить монтаж механизма сможет даже неопытный водитель, поскольку какие-либо сложности в установке отсутствуют. Чтобы закрепить конструкцию, достаточно соединить базовое кольцо с валом и установить блокирующую систему с помощью крепежных элементов.

Замок на коробку передач

— это полезное средство от угона авто, которое обладает компактными размерами и обеспечивает хорошую степень защиты. Механические механизмы размещаются в салоне машины и предназначаются для блокировки рычага КПП.

Блокиратор начинает работать после переведения селектора в положение «паркинг», если речь идет об автоматической коробке, или при включении задней передачи на механике.

Поменять размещение рычага, не повредив замок, невозможно. Этим обеспечивается комплексная защита автомобиля от угона. Исключением являются только дешевые модели защитных механизмов, изготовленные из низкокачественных материалов. Они остаются уязвимыми взлому.

Дверей

Дверные противоугонные средства славятся хорошей эффективностью, но стоят недешево. Покупка 4 механизмов может обойтись в 30-40 тыс. руб. Для управления блокиратором нужно устанавливать дополнительный прибор. В его качестве используется или иммобилайзер.

Еще их совмещают с укрепляющей пленкой для окон, закрывающей доступ в салон.

Педалей

Устройство предназначается для блокировки ключевых органов управления машиной. Даже если преступник разобьет окно и окажется в салоне, он не сможет сдвинуть автомобиль с места, поскольку педали будут заблокированы.

Колес

Хорошая противоугонка предусматривает возможность блокировки колес посредством монтажа громадного механизма с замком. Если этот узел обладает массивными размерами и изготовлен из качественных материалов, его устойчивость к взлому будет максимальной.

Капота

Такая система позволяет защитить автомобиль от угона, путем предотвращения подключений различных электронных приборов и «паучков» для обхода зажигания.

Блокировочные механизмы для капота хорошо противостоят грубой физической силе — капот нельзя открыть даже с помощью мощного лома.

Ссылка на основную публикацию