Упражнение n 5 «маневрирование в ограниченном пространстве»

Что можно считать маневрированием

Маневрирование – это изменение траектории движения машины, а также его начало и завершение. Каждое действие выполняется по определенным правилам, большинство из которых записаны в п.8 ПДД. Значение имеет и то, где осуществляются маневры:

  • на обычном отрезке дороги;
  • на перекрестке,
  • на прилегающей территории,
  • на узком участке;
  • в зоне с полосой разгона или торможения.

Начало движения

Начало движения – первый маневр, который приходится выполнять машине, трогаясь с места, даже когда она следует дальше по прямой. Поэтому оно должно осуществляться в соответствии с условиями:

  • Заранее подать сигнал рукой или поворотником. Ведь начать двигаться может только прежде стоявший автомобиль, а в покое он находится на обочине, парковке, другом месте, не являющемся проезжей частью. Оттуда нужно выезжать, поворачивая. Конечно, машина останавливается и на светофоре, а потом может следовать прямо. Но здесь подавать сигнал не нужно, так как это не начало, а продолжение движения.
  • Не создавать опасности для других участников. Это значит, нужно пропустить тех, кто уже едет по дороге, а также пешеходов, если они переходят проезжую часть, или все происходит во дворе дома, жилой зоне. При этом движущиеся автомобили могут поворачивать, разворачиваться, им все равно следует уступать.
  • Прежде, чем тронуться с места, водитель должен убедиться, что его сигнал верно понят другими автомобилистами и пешеходами. Если он осознает, что его машину не видят, следует подождать.

Прилегающие территории

О маневрировании на прилегающей территории и при перемещении на нее с дороги общего пользования пункт 8 ПДД гласит:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Кроме того, если прилегающая территория – это двор дома, пешеходы там имеют преимущество, могут идти, где едут автомобили, и им всегда следует уступать. Еще нельзя использовать участок для сквозного проезда и двигаться со скоростью более 20 км/ч.

Перестроение

Перестроение означает смену полосы на параллельно идущую в том же направлении, это бывает нужно для выполнения:

  • обгона;
  • опережения;
  • поворота или разворота;
  • начала либо завершения движения.

Оно выполняется по установленным правилам:

  • перед началом действия следует включать поворотник или сигналить о намерении рукой;
  • выполняющий перестроение автомобиль обязан пропустить тех, кто едет прямо, не меняя ряд;
  • если две машины одновременно пытаются осуществить маневр, уступает тот, для кого оппонент является помехой справа.

Полосы торможения и разгона

Значения полос торможения и разгона заключены в их названиях. Эти участки отделяются от других рядов разметкой 1.8, их можно видеть рядом с перекрестками, остановками, зонами для разворота и на автомагистралях. Как правильно ехать там, где они есть:

  • Для поворота, разворота или остановки необходимо переместиться на полосу торможения и только там замедлять ход, чтобы выполнить нужный маневр. Так автомобиль оставит свободным ряд для машин, которые поедут дальше.
  • Для въезда на дорогу через полосу разгона нужно попасть на нее, потом набрать скорость в конце этого участка и вписаться в общее движение. При этом нельзя мешать тем, кто уже следует по дороге в любом ряду, то есть нужно их пропускать.

Какие сложности могут возникнуть при развороте в ограниченном пространстве?

Опытные водители часто наблюдают на дороге действия новичков, которые пытаются развернуться в непригодном для этого месте. Иногда такие ситуации заканчиваются настоящими проблемами. Наиболее подвержена повреждениям задняя часть автомобиля, именно поэтому производители часто комплектуют свои модели парктрониками на заднем бампере.

Причин неприятных ситуаций при таком развороте может быть достаточно много:

  • препятствия, которых не видно с салона автомобиля или в зеркала заднего вида;
  • быстро меняющаяся обстановка на дороге;
  • ошибка при переключении передач или нажатии педали;
  • недостаточно опыта для правильного управления рулем автомобиля;
  • определенные неполадки в самом авто;
  • невнимательность или спешка водителя.

Стоит также сказать, что на автомобиле, не оснащенном усилителем руля, производить разворот в таких условиях намного сложнее. Если вы хотите избежать таких проблем, посмотрите на распространенную ошибку неопытного водителя при развороте в ограниченном пространстве.

Интересно, что девушки-водители стали главными фигурантами насмешек по неправильным разворотам в три и больше приемов. Но статистика гласит, что представители сильного пола также не лишены проблем с выполнением данного маневра.

Движение задним ходом

Как и любой манёвр, движение задним ходом разрешается при условии, что оно будет безопасным и не создаст помех другим водителям и пешеходам.

Несмотря на небольшую скорость, езда задним ходом является весьма рискованным манёвром. Это обусловлено, в первую очередь, ограниченным обзором — водитель зачастую просто не видит, куда он едет, и что находится у него на пути.

К тому же ТС движется задним ходом навстречу транспортному потоку, в котором кто-то из водителей может слишком поздно заметить опасность.

Поэтому Правила обязывают того, кто намерен включить задний ход, воспользоваться при необходимости помощью других лиц. В первую очередь, это требование касается движения в местах с ограниченной видимостью.

Знаков или разметки, которые специально запрещали бы движение задним ходом, не существует. Однако знаки 3.1, 3.2, 3.17.2 и некоторые другие запрещают дальнейшее движение как передним, так и задним ходом.

Кроме того, задний ход не допускается в тех же самых местах, где запрещен разворот, а именно:

  • на пешеходных переходах;
  • в местах расположения остановок маршрутных транспортных средств;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • в тоннелях;
  • на железнодорожных переездах;
  • там, где дорога просматривается менее чем на 100 м;
  • на автомагистралях и дорогах для автомобилей, обозначенных дорожными знаками 5.1 и 5.3.

Также необходимо запомнить, что, в отличие от разворота, двигаться задним ходом разрешено на дорогах с односторонним движением (при наличии уважительной причины), но зато запрещается на любых перекрестках.

В местах выезда с прилегающих территорий, которые не образуют перекрестка, двигаться задним ходом разрешено.

В каких случаях возникают проблемы

К сожалению, некоторые ученики проваливают
экзамен уже на этом этапе, считающемся довольно простым. Происходит это по
нескольким причинам.

К примеру, некоторых напрягает тот факт, что в
одном упражнении сочетаются задний и прямой ход. Действительно, необходимость
быстрого переключения скорости может выбить из колеи неопытного водителя.

Если нет привычки ездить на машине с
механической коробкой передач, ученик вполне может перепутать скорости и вместо
задней включить четвертую. Поэтому нужно потренироваться и довести этот навык
до автоматизма – мозг уже не должен участвовать, вспоминать, как именно
включается задний ход, а как – первая передача. Всё должно выполняться на
уровне рефлексов. Это, кстати, может пригодиться и в будущем, на дорогах.

Наконец, некоторые водители стараются доехать
до самой линии и в результате не успевают вовремя затормозить, пересекая её.
Делать это без крайней необходимости не стоит – на площадке всегда есть
достаточно места, чтобы даже неопытный «чайник» смог развернуться, не
приближаясь чрезмерно к линиям.

Шаги

Часть 1

Начало поворота

  1. 1

    Проверьте зеркала, чтобы убедиться, что никого нет поблизости. Начните медленно тормозить, особенно если вы двигаетесь на высокой скорости.

  2. 2

    За 100 м от того места, где планируете повернуть, включите указатель правого поворота.

  3. 3

    Эти инструкции предназначены для обычной дороги с правосторонним движением. Не забудьте, что в Великобритании или Австралии, движение будет левосторонним.

  4. 4

    Сверните как можно ближе к правой части дороги. Вы должны находиться примерно на 15-20 см от тротуара с правой стороны. Водителям, едущим навстречу, покажется, будто бы вы паркуетесь.

  5. 5

    Подождите, чтобы пропустить находящихся позади вас. Вам придется пересечь две полосы движения, так что дорога должна быть свободной в обе стороны, прежде чем начинать разворот.

Часть 2

Поворачивая перпендикулярно

  1. 1

    Включите указатель левого поворота. Он покажет, что вы планируете повернуть налево.

  2. 2

    Уберите ногу с педали тормоза. Тем временем, начните поворачивать рулевое колесо против часовой стрелки для левого поворота. Медленно надавите на педаль газа.

  3. 3

    Двигайтесь по ширине дороги. Нужно продолжать поворачивать налево и медленно давить на газ, пока не окажетесь на 15 см от тротуара с левой стороны дороги.

  4. 4

    Полностью остановитесь, нажав на тормоз. Автомобиль окажется перпендикулярно по отношению к полосам движения.

Часть 3

Конец поворота

  1. 1

    Включите указатель правого поворота. Посмотрите в обе стороны на наличие транспортных средств. Всегда нужно быть предельно внимательными по отношению к легковым автомобилям, едущим в любом направлении.

  2. 2

    Включите заднюю передачу.

  3. 3

    Начните поворачивать рулевое колесо по часовой стрелке. Медленно уберите ногу с тормоза, когда повернете колесо до упора вправо.

  4. 4

    Медленно нажмите на педаль газа. Автомобиль поедет назад, двигаясь в правый ряд, противоположную сторону движения от направления, с которого вы начинали.

  5. 5

    Остановитесь, как только ваш автомобиль развернется недалеко от тротуара. Подготовьтесь к тому, чтобы начать движение и медленно нажмите на педаль газа. Можете разогнаться до разрешенной скорости.

Выполнение разворотов на 180 градусов.

Развороты транспортного средства на 180 градусов выполняются на минимальной скорости. В начале выполнения таких маневров рулевое колесо быстро поворачивают до упора, а перед завершением возвращают в исходное положение. При ширине проезжей части, недостаточной для разворота, нужно использовать заднюю передачу. При въезде (выезде) с гаража, при поворотах направо на перекрестках, необходимо учитывать, что траектории движения передних и задних колес автомобиля отличаются разными радиусами. Так радиус входа в поворот передних колес меньше задних. Задние колеса «не успевают» войти в поворот по следу передних. Поэтому при выезде с гаража поворачивать рулевое колесо рекомендуется не сразу, а только после выезда более половины автомобиля его длинны. При поворотах направо не стоит близко прижиматься к бордюрному камню.

Методы управления автомобилем в плотных транспортных потоках

Для водителя движение в плотных транспортных потоках связано с повышенным вниманием и большой напряженностью. Интенсивность движения с минимальными дистанциями делает все более обязательным правило соблюдение рядности

Это правило является основным условием максимально быстрого движения в потоке. Частое, неразумное перестроение с одной полосы движения на другую мешает движению всему потоку и может привести к созданию аварийных ситуаций и дорожно-транспортным происшествиям. Довольно часто на дороге встречаются водители — любители «слалома». Создавая много опасных ситуаций другим водителям, они много не выигрывают по времени. Это явно очевидно, при остановке на красный сигнал светофора. В плотном потоке скорость движения транспортного средства устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока. Двигаясь в стесненных условиях, водители быстро устают, теряют выдержку, пытаясь обогнать впереди идущий поток транспортных средств. Большинство аварий происходят при перестроении на соседние полосы, с участием автомобилей, движущихся в попутном направлении. Поэтому перестраиваться необходимо медленно и плавно, заранее включив указатель поворота, предварительно рассчитав безопасную траекторию движения

При движении в этих условиях очень важно правильно выбрать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Она будет зависеть от состояния дорожного покрытия, скорости движения, условий видимости, технического состояния и массы автомобиля и средней скорости потока

Большая ответственность ложится на водителя-лидера. Его действия и поведение на дороге влияют на основной поток, поэтому они должны быть логически обоснованными и правильно выполняемыми. Основной задачей лидера является выбрать безопасную скорость в пределах установленных правилами дорожного движения, стараться двигаться с ней постоянно, без резких рывков и торможений. Двигаться за лидером в основном потоке немного сложнее. Необходимо постоянно наблюдать за его действиями, и за действиями водителей, находящихся сзади и сбоку.

Причины возможного торможения впереди идущих автомобилей определить трудно, так как обзор дороги ограничен. Поэтому нежелательно двигаться за грузовыми, крупногабаритными автомобилями и автобусами. Не стоит забывать и о безопасном боковом интервале, который зависит от тех же условий, что и дистанция. Если дистанция, выбранная водителем, необоснованна увеличенная, этим могут воспользоваться водители других транспортных средств, встраиваясь впереди него. Реагировать на действия таких водителей необходимо без лишних эмоций, спокойно и холоднокровно. При движении в городских условиях желательно заранее ознакомиться с маршрутом следования, внимательно следя за ограничениями, вводимыми на данной дороге дорожными знаками и разметкой.

В населенных пунктах в часы «пик» на остановках городского маршрутного транспорта часто останавливаются автобусы и троллейбусы. Видимость дорожной ситуации перед ними ограничена. Правила обязывают водителей уступать им дорогу, в случаях, когда они отъезжают от своей обозначенной остановки. В этих же условиях очень опасно двигаться за крупногабаритным транспортным средством на небольшой дистанции, так как водитель не имеет возможности правильно оценить обстановку впереди и своевременно принять меры для остановки. Поэтому, увидев перестраивающиеся или поворачивающие крупногабаритные автомобили или автобусы, постарайтесь создать им благоприятную обстановку для выполнения маневра.

Полезная информация:

  • Правила проезда перекрестка с круговым движением
  • Автоинструкторы, обучение вождению АКПП, МКПП

Мы в соцсети

Поделиться ссылкой:

Техника выполнения разворота в ограниченном пространстве

Если ваш автомобиль оснащен парктроником, обязательно включите его и руководствуйтесь показателями данного прибора в таком развороте. В ином случае убедитесь, что зеркала заднего вида настроены правильно. Кстати, в автошколах учат смотреть во все три зеркала заднего вида, но на практике оказывается, что нужно пользоваться лишь двумя. Дело в том, что зеркало на правой двери практически во всех авто имеет неприятное свойство визуального отдаления предметов. Это может приводить к неприятным ситуациям.

Итак, вы настроили зеркала и готовы выполнить разворот в ограниченном пространстве. Теперь следует произвести такие действия:

  • прижаться к правой зоне коридора, в котором вам необходимо развернуться;
  • начать движение вперед на первой передаче с использованием механики и без применения педали газа на АКПП;
  • с началом движения полностью повернуть рулевое колесо в левую сторону;
  • за несколько десятков сантиметров перед левым ограничителем вывернуть рулевое колесо направо и остановиться;
  • включить заднюю передачу и с началом движения повернуть рель максимально направо;
  • здесь нужно внимательно смотреть на любые препятствия, которые могут повредить заднюю часть автомобиля;
  • за несколько десятков сантиметров до препятствия притормозить, вывернув руль налево;
  • включить первую передачу (или D на автомате) и продолжить движение, поворачивая руль налево.

Видео:

Если трех приемов для разворота недостаточно, лучше отказаться от маневров в данном месте, особенно в том случае, если на дороге есть движение помимо вашего автомобиля

Если же выхода нет, нужно делать все маневры максимально осторожно, чтобы не допустить повреждения своего и чужих авто

Внимательно изучайте обстановку перед выполнением любого разворота, постарайтесь предвидеть все факторы, которые будут вам мешать. Если с вами в автомобиле есть другой человек, можете попросить его выйти и оценить ситуацию при сдаче задним ходом. Так вы гарантировано избежите любых неприятностей.

Комментарии к п. 8.4 Правил

Из текста ПДД становится понятно, что водитель при перестроении должен выполнить следующие условия:

  • Уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по полосе, на которую вы намерены переехать.
  • Если сразу два водителя решили перестроиться в одно время, то пункт 8.4 ПДД устанавливает обязанность уступать тому, кто находится справа. Но здесь разговор идет о том, когда перестроение происходит слева и справа.

Понятие «уступить дорогу» транспортному средству определено в Правилах. Поэтому Вы не должны действовать таким образом, чтобы другой водитель был вынужден изменять путь движения или скорость. Но такая обязанность возникает в том случае, когда ваши траектории движения пересекаются одновременно по времени и пространству.

Одновременное перестроение

Но в условиях пункта ПДД 8.4 описаны не все нюансы. Иногда встречаются сложные перестроения, при которых не совсем понятно, кто и что обязан делать.

Например, такой вид перестроения, как на рисунке ниже.

В этом случае обе машины хотят перестроиться из одной полосы в другую. Как здесь уступать дорогу? Правило «помеха справа» тут уже не работает.

Если внимательно прочитать Правила п. 8.4 в действующей редакции, то перестраивающийся водитель должен уступать всем участникам движения, которые едут по той же полосе, куда он решил переместиться, и не перестраиваются. Маневр будет считаться оконченным, когда машина полностью окажется на необходимой полосе дороги.

Если использовать сказанное выше к данным транспортным средствам, то преимущество окажется у того водителя, который первым переедет на желаемую полосу. Другими словами, он уже пересек линию разметки, которая делит дорогу на полосы. Давайте разберемся по схеме, указанной выше:

  1. Если синяя машина перестроится быстрее, и пересечет разметку и старую полосу, то красный автомобиль должен ему уступить, как написано в ПДД.
  2. Если красная машина окажется быстрее, то водитель синего авто должен уступить ему. Но это должно быть при условии, когда красное авто едет быстрее, и пути их движения пересекаются одновременно. Об этом было сказано выше.
  3. Если две машины в одно время совершают маневр перестроения, то начинает работать п. 9.10 Правил в отношении дистанции между транспортными средствами.

При отсутствии разметки

В рассмотренной выше схеме более-менее все понятно, так как там четко видны полосы движения. Но что делать, если разметки на дороге нет? При таком перестроении труднее определить, кто должен уступать дорогу.

Вопрос в том, что Правила точно устанавливают только деление проезжей части на две части при встречном потоке транспорта. Но случай разделения на ряды движения устанавливается только шириной автомобиля и нужным боковым интервалом для безопасности. Поэтому и точных ограничений, когда машины выезжают с полосы движения, не существует.

Практически при разборе аварий и ДТП обычно используется понятие обоюдной вины. При этом обоих водителей наказывают штрафами, которые предусмотрены по пункту 8.4 Правил.

Есть ли исключения

Существуют некоторые исключения среди транспорта, водители которого не должны при перестроении уступать дорогу. Они наоборот только имеют преимущество:

  1. Автобус, который отъезжает от остановки, обозначенной разметкой, в соседний ряд.
  2. Машины с работающими сиренами, маячками. Это могут быть машины охраны, оперативной службы, полиции и других видов.

Маневрирование в ограниченном пространстве

Маневрирование на проезжей части в ограниченном пространстве регламентируется пунктами 8.7 и 8.8 ПДД:

  • повороты, развороты могут выполняться не из крайнего положения, если это не помешает другим ТС и не создаст угрозы общему движению;
  • предыдущее положение распространяется и на отрезок, где слева есть попутные трамвайные рельсы, находящиеся на одной плоскости с автодорогой.

В связи с особенностью узкого участка водителя могут наказать за то, что он выполнил на нем обгон или остановился, загородив проезд. Ведь оба действия в этом случае опасны.

Другие особые случаи

На дороге есть зоны и помимо узких участков, где требуется особое внимание:

  • Трамвайные пути. Даже если они свободны, лучше их не занимать, а ехать по ряду для автомобилей.

  • Пешеходные переходы и остановки. Это места большого скопления пешеходов, поэтому многие маневры там запрещены.

Например, около «зебры» нельзя обгонять и разворачиваться, следовать задним ходом. А рядом с остановкой запрещается парковать ТС и менять траекторию движения на противоположную.

Участки со светофором. На перекрестке с ним запрещено обгонять, часто затруднен разворот, даже если не запрещен

Важно понимать, когда можно завершить начатый маневр, а когда следует пропускать другие машины.

Туннели, автомагистрали, мосты, путепроводы, эстакады. Это опасные места, где запрещены почти все действия, относящиеся к маневрированию.

Экзаменационные ошибки

Типичные ошибки при выполнении упражнения «Параллельная парковка на автодроме»

Грубые ошибки — 5 штрафных баллов

  • Сбил элементы разметочного оборудования или пересёк линию горизонтальной разметки площадки.
  • Не пересёк прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС).

Средние ошибки — 3 штрафных балла

  • Не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
  • Не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки.

Мелкие ошибки-1 штрафной балл

При выполнении упражнения двигатель заглох.

Упражнение считается выполненным, если сумма штрафных баллов менее 5. Если кандидат в водители не выполнил только одно упражнение из всех предусмотренных комплексом, то ему предоставляется возможность выполнить это упражнение повторно.

Штрафные баллы с одного упражнения на другое и на город не переносятся.

Как делать разворот в ограниченном пространстве?

Теперь переходим непосредственно к выполнению
разворота на аэродроме. Справиться с упражнением на площадке будет значительно
легче, если предварительно выучить теоретическую часть, повторяя каждый этап
про себя перед выполнением, и закрепить на практике, несколько раз
развернувшись с опытным инструктором

Очень важно не пересекать линии, отгораживающие
площадку

Как и многие упражнения, это начинается на подъезде к линии старта.

Машина останавливается перед нею и теперь нужно пару раз глубоко вдохнуть, успокоиться и приступить к выполнению:

  1. Стронувшись с места, как можно ближе подъезжайте к фишке со
    стойкой, расположенной справа – второй от линии. Как только переднее
    правое колесо оказалось поблизости, нужно сбросить газ (или выжать
    сцепление) и плавно нажать тормоз.
  2. Теперь нужно выкрутить руль влево до отказа и понемногу сдать
    вперед. Когда передний бампер автомобиля окажется возле разметки, снова
    остановитесь – главное не заденьте стойку.
  3. Опять выкрутите руль до конца, но теперь уже не влево, а вправо.
    Включайте задний ход и понемногу сдавайте назад. Делать это нужно до тех
    пор, пока впереди не окажется достаточно пространства, чтобы можно было
    развернуться и выехать к стоп-линии. При этом вовсе не обязательно сдавать
    задним ходом до тех пор, пока машина не приблизится к стойкам.
  4. Последним этапом машина подается вперед, доезжает до стоп-линии и
    останавливается возле неё.

Как видите, всё упражнение состоит всего из
четырех действий. Причем первое и последнее – довольно простые. Осталось только
«отрепетировать» второе и третье, чтобы они выполнялись
автоматически, без напряжения и лишнего волнения.

Порядок выполнения упражнения параллельная парковка задним ходом

  1. Заезжаем на упражнение, двигаемся параллельно линии конусов «СВ» на расстоянии около 0.5 м от нее.
  2. Проезжаем линию старт «АВ».

3. Двигаемся по прямой назад, когда задние колеса наедут на линию «АВ», останавливаемся.

4. Поворачиваем руль в крайнее правое положение.

5. Двигаемся назад, глядя в левое зеркало.

6. Увидев стойку «D», останавливаемся.

7. Делаем колеса прямо.

8. Двигаемся назад, когда левое заднее колесо наедет на линию «СВ», останавливаемся.

9. Поворачиваем руль в крайнее левое положение.

10. Едем до тех пор, пока боковая линия автомобиля не станет параллельна линии «СВ», останавливаемся.

11. Включаем нейтральную передачу, фиксируем автомобиль с помощью стояночного (ручного) или рабочего тормоза.

12. После команды инспектора выезжаем с парковочного места и останавливаемся, как показано на рисунке.

Конец упражнения.

Ссылка на основную публикацию