Пешеходная зона

Пешеходная зона: штрафы

К сожалению, водители не всегда придерживаются правил дорожного движения и доставляют неудобства пешеходам, припарковавшись или передвигаясь на своем транспортном средстве там, где это запрещено. Например, от такой несправедливости страдают жители и гости города Феодосия.

Видеосюжет с Феодосии:

Пунктом 9.9. Правил дорожного движения Российской Федерации запрещено передвижение транспорта по тротуарам, пешеходным дорожкам и зонам. Все исключения этого пункта оговорены в пунктах 12.1. и 24.2. Разрешается передвижение автомобилей дорожных служб, транспортных средств коммунального хозяйства, а также автомобили, перевозящие грузы для торговых точек, расположенных в зоне запрета проезда (только в том случае, если отсутствуют другие варианты проезда к месту назначения). При движении транспортным средством в пешеходной зоне, на пешеходной дорожке или тротуаре, водитель должен обеспечить безопасность движения пешеходов. В этом случае максимально допустимая скорость 20 км/ч.

В некоторых случаях движение транспорта, обслуживающего торговые точки и объекты, разрешено в определенное время суток. Например, в Севастополе доставка товаров к магазинам, расположенным в пешеходных зонах, разрешается в промежутки времени с 5:00 до 8:00 и с 17:00 до 19:00. В другое время доставка возможна только электромобилями.

Национальным стандартом России ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает расстояние видимости не меньше, чем 100 метров до знака 5.33.

Статья 12.15 часть 2 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусматривает административный штраф в две тысячи рублей за движение транспортным средством в тех местах, где действует знак 5.33.

Дорожный знак «Пешеходная зона»

В отдельных участках некоторых городов можно встретить такие улицы или отдельные зоны, где разрешено ходить только пешеходам, а ездить абсолютно на любом автотранспорте запрещается. Данные участки обозначаются установкой специальных знаков «Пешеходная зона».

Обозначение

Особенностью данного дорожного знака является то, что он обязательно используется с установкой знака 5.34 «конец пешеходной зоны». Таким образом, если участок территории для пешеходов в ее начале обозначается 5.33, то действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будет стоять знак 5.34, сообщающий о конце данной зоны.

Помимо самого знака 5.33 используются его комбинации с информационными знаками 8.5, сообщающие то, что пешеходная зона действует только в определенное время: на выходных, в вечернее время и т. п. Если под знаком висит информационная табличка со значком «звездочка», то это говорит, что он действует только в праздничные дни или выходные.

Для чего они нужны?

Как показывает практика больших городов, с каждым годом растет количество автотранспорта, вследствие чего увеличиваются пробки на дорогах. Главным способом борьбы с ними делают платные парковки, а некоторых европейских городах и платный въезд в город либо в центр города. Для того чтобы убрать всю загазованность и выброс вредных веществ в воздух, закрывают движение для автомобилей.

В некоторых случаях выделение пешеходной зоны связано и с достопримечательностями, которые располагаются в городе. Так, например, в Москве главной пешеходной зоной является Арбат, в других регионах также есть свои отдельные небольшие части улиц. Если взять Европу, то там не только во многих городах введен платный въезд, но пешеходам выделены целые улицы.

В чем разница между пешеходной дорожкой и зоной?

Если посмотреть ПДД, то там помимо пешеходной зоны есть еще и знак 5.4 «пешеходная дорожка». С одной стороны суть данных знаков лежит на поверхности и очевидна, но в них есть ряд отличий.

Отличие пешеходной зоны от пешеходной дорожки:

  1. Для пешеходной дорожки выделяется и предусматривается отдельная дорога, по которой могут двигаться пешеходы. Для пешеходной же зоны выделяется гораздо больше, а именно часть полномасштабной и целой автомобильной дороги, со всеми бордюрами и тротуарами.
  2. Если дорожка для пешеходов обозначается только в самом начале и заканчивает свое действие до первого перекрестка с автомобильной дорогой, то для выделения зоны используются обозначения как для начала, так и для ее конца.
  3. Очень часто места для прогулок людей сопряжены с магазинами и различными организациями, где требуется подвоз товара, его разгрузка и погрузка при отсутствии других способов подъезда, а также движение коммунального автотранспорта. В данных ситуациях разрешается движение автомобилей по дорожкам для пешеходов, а также тротуарам. В случае же зоны для пешеходов, то любое движение транспорта здесь запрещено.

Предусмотрен ли штраф?

Как и за любое нарушение ПДД предусматривается штраф. Места для пешеходов также не исключение. В случае движение по ним любого автомобиля или мопеда, на водителя в 2018 году будет наложен штраф в 2000 рублей (12.15 КоАП).

Пешеходная зона предназначена только для передвижения по ней людей. Обозначается она соответствующими знаками в начале 5.33 и в конце 5.34. Ездить на автомобиле по ней запрещено во всех случаях. За нарушение предусмотрен штраф.

Зона с ограничением экологического класса

На обозначенной территории запрещена стоянка транспортных средств. Отмечу, что в отличие от похожего знака 3.28 “Стоянка запрещена”, рассмотренного в одной из предшествующих статей, знак 5.27 “Зона с ограничением стоянки” обладает следующими особенностями:

  • Он распространяется на всю проезжую часть, а не только на ту сторону дороги, где установлен.
  • Он действует до того момента, пока на дороге не встретится знак 5.28. Никакие другие знаки и условия (например, перекресток) зону с ограничением стоянки не прерывают.

Знаки обладают теми же особенностями, что и рассмотренные выше знаки, запрещающие стоянку.

Например, знаки на рисунке говорят о том, что на данном участке дороги легковые автомобили можно поставить на стоянку, причем часть автомобиля при этом должна находиться на тротуаре. Данное требование распространяется на обе стороны дороги.

В отличие от похожего знака 3.24 “Ограничение максимальной скорости”, действие знака “Зона с ограничением максимальной скорости” не прерывается на перекрестках, в конце населенного пункта, в начале населенного пункта, знаком “Конец зоны всех ограничений” и т.д. Единственное условие, при котором зона заканчивается, – соответствующий знак 5.32.

Штрафы за превышение скорости зависят от того, на сколько километров в час скорость превышена, и могут варьироваться от 500 рублей до лишения прав на 1 год.

Если говорить коротко, то в указанных зонах запрещается движение транспортных средств, у которых экологический знак меньше, чем значение на знаке.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что все рассмотренные выше знаки, обозначающие конец зоны, должны быть установлены на каждом из выездов с указанной территории.

На этом рассмотрение знаков особых предписаний окончено. В следующей статье серии речь идет об очередном разделе правил дорожного движения – информационных знаках.

Зачем вообще нужны пешеходные улицы

В основе любых пешеходных идей лежит мысль о том, что улица — не только транзитный коридор, по которому перемещаются люди, машины и грузы из пункта «А» в пункт «Б», но еще и общественное пространство, место коммуникации, развития культуры и бизнеса.

Обычно выделяют как минимум четыре функции пешеходных улиц — торговую, рекреационную, социальную и культурно-просветительскую.

Торговая связана с тем, что люди, гуляющие по улицам, приносят больше денег бизнесу, они потребляют более охотно. Большинство покупок в городе совершается не людьми, специально приехавшими за покупкой, а теми, кто освободился после какого-то дела и задержался здесь — из-за голода, жажды общения, наличия свободного времени или потому что сама улица привлекательна. Таким образом, пешеходная улица стимулирует экономическое развитие города.

Рекреационная, социальная и культурно-просветительская функции еще более очевидны. Пешеходная улица становится местом встреч, прогулок, свиданий, отдыха, развлечений. Здесь концентрируются не только бизнес, но и культурные учреждения, удобно проводить праздники и фестивали.

Социальная функция улицы чрезвычайно важна. Не даром французский философ Жан Бодрийяр сравнивает современный индустриальный город с огромной транспортной развязкой, где все двигаются в параллельных направлениях, никто ни с кем не пересекается, не встречается и не коммуницирует. Это приводит к всеобщему равнодушию. Рассуждая от противного: избежать этого можно, лишь если пространство провоцирует коммуникацию, а не ограждает от нее.

Здесь, конечно, речь идет не только о самой коммуникации, но и о ее качестве. Архитектурный критик Григорий Ревзин сравнивает хорошую улицу с театром. Здесь у горожанина появляется функция не только присутствия, но и самопрезентации. Тут рождается явление городской моды.

Эти функции диктуют ряд принципов, которые при создании пешеходной улицы игнорировать опасно. Мы перечислим их позже, обратившись за помощью к профильной литературе и экспертам. Однако эти же функции и принципы часто становятся раздражителями для тех, кто выступает против закрытия проезда по таким улицам. Так было всегда.

Один из самых ярких примеров — Копенгаген середины 20 века. Идею пешеходных улиц там развивал молодой еще датский архитектор, будущий классик урбанистической мысли Ян Гейл. Многие датские улицы все равно станут пешеходными, причем самыми длинными в Европе и невероятно привлекательными для туристов. Но сперва датчане были против: они утверждали, что здесь слишком холодно, чтобы сменить теплый автомобиль на пешую прогулку, что обедать они хотят дома, а не в кафе; коммерсанты боялись, что такие меры приведут к опустению улиц, что поставит под угрозу их бизнес. Эффект, разумеется, был абсолютно противоположным. Сегодня в Копенгагене живет 560 тысяч человек. Самую длинную пешую торговую улицу Стрёгет посещают 80 тысяч человек в сутки летом и 43 тысячи зимой (хотя в районе не живет и семи тысяч человек). Эта улица теперь входит в тридцатку мировых лидеров по стоимости аренды недвижимости, там больше ста магазинов и четверть сотни кафе и ресторанов. Фотографиями датских улиц в жанре «до/после» может козырять любой урбанист в спорах об облике автомобильных и неавтомобильных городов.

Еще одна фобия противников пешеходных улиц — транспортная. Люди боятся, что окружающая сеть будет наглухо запаркована и забита автомобилями. Хуже того — это подтверждает даже предварительное компьютерное моделирование. Опровергнуть ошибочные расчеты удалось только анализом реальной практики, такое исследование проводило британское Министерство среды, транспорта и регионального развития: в действительности на соседних улицах вопреки компьютерным расчетам трафик не возрастал, а падал на двадцать процентов. Компьютерные модели не учитывали нелинейного поведения людей: они не заполоняли прилегающие улицы, а просто не ехали на личных автомобилях в район, где перекрыта улица. Впрочем, совсем транспортного вопроса этот факт не снимает, мы вернемся к нему позже.

Отметим последний «недостаток», которым пугают друг друга противники пешеходных улиц, — шум. Вопреки обывательской боязни орущих музыкантов и прочих арбатских затейников — улица с активным транспортным движением генерирует намного больше шума, чем пешеходная. Это опять же не отменяет необходимости вводить регламенты по уровню и времени шума, развивать озеленение, которое защищает жилую зону, а также не отменяет чуткости правоохранительных органов. Но переплюнуть четырех-шестиполосное шоссе по уровню грохота пешеходам будет очень сложно.

Какой штраф предусмотрен за езду по тротуару?

Некоторых начинающих автомобилистов интересует вопрос: какой штраф предусматривается за езду по тротуару? Езда по пешеходным и велосипедным дорожкам в 2019 году каралась штрафом в размере 2 000 рублей. В этом 2019 году данная сумма не изменилась. Во всех регионах России штраф за езду по тротуару имеет одинаковую величину.

За езду на автомобиле по обочине на водителя налагается штраф в размере 500 рублей.

Как показывает практика, сотрудники дорожной службы не особо следят за водительскими маневрами за пределами проезжей части, если только эти маневры не совершаются откровенно нагло. Так что нарушений этого ПДД выявляется не так много. Но для того, чтобы выписать штраф, сотруднику ГИБДД достаточно будет видеофиксации и показаний свидетелей, которые подтвердят, что правило было нарушено.

Не во всех случаях работники ГИБДД способны объективно оценить ситуацию, как и водители, которым приходится выезжать на пешеходную зону. Так что если последние уверены в том, что с их стороны нарушений ПДД не было, они имеют право обжаловать выписанный штраф.

Отличия «Пешеходной зоны» от «Пешеходной дорожки»

Внешне указатели довольно похожи и к тому же оба вводят запрет на движение транспорта в пределах их действия.

Тем не менее различия между ними имеются:

  1. Пешеходную дорожку создают намеренно для пешеходов, заранее планируя ее. Тогда как зона — это видоизмененная, приспособленная для пеших граждан территория, которая может являться участком дороги. Сюда включаются как обочины, так и размещенные рядом тротуары.
  2. Несмотря на то что по дорожке для пеших граждан двигаться транспорту запрещено, предусматриваются исключения. Так, установленное правило могут законно нарушить коммунальные и дорожно-эксплуатационные структуры, если нужно выполнить определенные работы с участием спецтранспорта. К тому же разрешается подъезд ТС, если это связано с погрузкой-разгрузкой товаров, но при условии отсутствия альтернативного маршрута. Что касается проезда по пешеходной зоне, то тут действует обязательное правило. Если нет дополнительных знаков, устанавливающих период окончания действия указателя, транспортные средства, и механические включительно, не должны нарушать ограничения.
  3. Дорожка для граждан, перемещающихся пешком, отмечается только одним знаком в начале действия — 5.4. Завершается она, когда пересекается с любой дорогой. В свою очередь для отметки начала и конца зоны для пешеходов предусмотрено два раздельных знака.

Как и для чего появился знак «Пешеходная зона»

Главная проблема крупных мегаполисов заключается в большом количестве транспортных средств.

Это является причиной:

  • появления заторов на крупных и средних магистралях;
  • повышенного уровня загазованности воздуха;
  • обострения заболеваний.

Основным способом борьбы с этим явлением принято считать оборудование платных автостоянок и парковок

Некоторые европейские города пошли в проработке столь важного экологического вопроса ещё дальше и ввели плату за посещение городских улиц на собственном автотранспорте. Однако самой простой и экологически выверенной является мера по закрытию самых популярных улиц для движения автомобилей

Многие места пеших прогулок в больших городах появились благодаря огромному туристическому спросу на посещение этих мест.

Так, к примеру, всем известно, что в российской столице главной пешеходной зоной является одна из старейших улиц города Арбат. Трудно представить, что в Барселоне может проехать автомобиль или в Копенгагене пешехода потревожит клаксон спешащего водителя. Кстати, Дания старается не перегружать свои дороги транспортом, поэтому по общей площади мест, предоставленных в стране для пеших прогулок, она является самой большой во всём мире – более сто тысяч квадратных метров.

Причины создания пешеходных зон

В условиях развития и урбанизации современных городов, больше всего загрязняют окружающую среду транспортные средства. Кроме того, они приносят и другие неприятности на дорогах — пробки, дорожно-транспортные происшествия и т.д. Для снижения возникновения опасных для участников дорожного движения ситуаций, власти больших городов ограничивают скорость передвижения на транспорте. Например, Нью-Йоркская полиция ввела ограничение скорости 30 миль/ч (примерно 48 км/ч). В большинстве европейских мегаполисов, на улицах с двухсторонним движением, введена максимальная скорость 50 км/ч, но на этом транспортные департаменты стран не останавливаются и вносят предложение снизить это ограничение до 30 километров в час.

С целью уменьшения количества выделяемых автомобилями вредных веществ, городские муниципалитеты вводят ограничения на въезд автомобилей в некоторые центральные районы, а также ведут строгую политику относительно ограничения пространства парковки транспорта. Дополнительно повышают налоги на транспортные средства.

Впервые применение этих мер началось в восьмидесятых годах прошлого столетия. Изначально городские жители приняли новые правила в штыки и не стеснялись выражать свое недовольство, но со временем, поняли целесообразность таких методов. В нынешнее время, городские жители не только понимают действия муниципалитета, но и помогают им, покупая небольшие компактные автосредства. Муниципалитет, в свою очередь, проводит огромную работу, чтобы минимализировать негативные последствия того или иного ограничения — продумывают дополнительные маршруты объезда, вводят одностороннее движение, просчитывают трафик.

Во многих европейских городах созданы улицы, где запрещено движение автомобильного транспорта. Например, в Копенгагене находится самая крупная пешеходная зона Строгет — ее площадь около 100 тыс.кв. метров. В состав этой зоны входит несколько городских улиц.

Брюгге — столица провинции Фландрия в Бельгии — почти полностью предназначена для пешеходов, из транспорта здесь могут передвигаться только мотоциклы, скутеры, велосипеды и конные экипажи. Полицейские строго следят за соблюдением правил ограничения передвижения и постоянно проверяют разрешение на въезд у водителей обслуживающего транспорта.

В тоже время, существует негативная закономерность — чем крупнее город, тем меньшее количество пешеходных зон находится на его территории. Например, в громадном Париже таких улочек всего лишь несколько, а в английской столице Лондоне только одна улица для пешеходов — Карнаби-стрит.

Понятие «Пешеходная зона» впервые появилось в европейских городах в начале пятидесятых годов прошлого века.

Обозначение улиц для пешеходов в Европе (слева — в Германии, справа — в Австрии):

В Советском Союзе обозначение «Пешеходная зона» впервые было использовано в 1975 году в центре литовского города Шауляй. Следующим городом, последовавшему примеру Шауляй, стал Каунасс — в нем открыли известную Лайсвес аллею.

В Российской Федерации территория, предназначенная для передвижения только пешеходов, по всему периметру обозначается дорожным знаком . Правил дорожного движения «Пешеходная зона». Ранее, вместо него, дорожники использовали обозначение «Движение запрещено». В месте, где зона заканчивается, устанавливается знак . Правил дорожного движения «Конец пешеходной зоны». Знаки . и . относятся к категории знаков дорожного движения особого предписания.

Обозначение «Конец пешеходной зоны» в странах бывшего Советского Союза:

Знаки и в России:

Дополнительная информация подается внизу в виде надписей или табличек. Например, звездочка в нижней части символизирует запрет проезда автомобильного транспорта только по субботам, воскресеньям и по праздничным дням. На данном участке дороги в будние дни движение осуществляется как обычно, в стандартном режиме.

Выполнение требований запрета является обязательным для водителей всех видов транспортных средств.

Какой штраф за нарушение знака «Пешеходная зона»

В большинстве источников, ссылка делается на 2 пункт статьи 12.15 КоАП, которая гласит о том, что любое передвижение на транспортном средстве по пешеходной либо — велосипедной дорожке, а также по тротуару, если иной вариант подъезда исключён, будет караться наложением административного взыскания в размере указанной выше суммы.

https://youtube.com/watch?v=2E9zARVrN8o

Исходя из этого толкования закона, можно задать вполне логичный вопрос — где же передвижение автотранспорта по участку дороги с обозначением «Пешеходная зона»? Такое понятие в рассмотренном пункте КоАП отсутствует

Соответственно, необходимо обратить своё внимание на следующую статью Кодекса. А, точнее, на её первый пункт

Он гласит, что несоблюдение требований, которые предписаны дорожными указателями, а также разметкой, нанесённой на проезжую часть, карается предупреждением либо наложением административного взыскания. То есть, езда по пешеходной зоне карается штрафом в 500 рублей.

Поэтому всегда следует внимательно изучать все пункты отечественного законодательства об административных правонарушениях. Можно научиться грамотно толковать все законодательные акты и избежать неточного толкования правовых норм.

Кроме того, значительная часть статей всех кодексов РФ имеют многочисленные уточнения и дополнения, которые невнимательный и неопытный человек обычно пропускает. В итоге — ложное толкование законов и неточное понимание собственных прав и обязанностей.

Статья написана по материалам сайтов: avtopravilo.ru, mashintop.ru, doorinworld.ru, pddmaster.ru, avtoved.com.

Предыдущая
ДругоеЗнак Кирпич в ПДД 2020 года: штраф за проезд под знак въезд запрещен или лишение
Следующая
ДругоеИЖС – что это такое, правила выделения участков под индивидуальное жилищное строительство

Регулируемый пешеходный переход

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Это означает, что при переключении светофора пешеход, который только начал переход дороги, имеет право беспрепятственно дойти до осевой линии или островка безопасности, расположенных между встречными направлениями движения, а пешеходу, который уже миновал середину дороги, водители транспортных средств должны дать спокойно дойти до тротуара или обочины.

Остановка и стоянка запрещается на пешеходном переходе и ближе чем за 5 метров до него.

Однако, если речь идет не о парковке, а о движении в заторе или о пропуске пешехода, то Правила не требуют, чтобы водители останавливались за 5 метров до перехода.

Вместе с тем, загораживать транспортным средством сам пешеходный переход не разрешается. В таких случаях водитель должен остановиться непосредственно перед пешеходным переходом.

На дорогах, не имеющих ограждений и разделительной полосы, при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка пешеходы могут переходить проезжую часть и вне обозначенных переходов.

Однако в этом случае они не пользуются преимуществом. В таких местах, прежде чем выйти на проезжую часть, пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся ТС и их скорость, чтобы в процессе перехода дороги не создать им помехи в движении.

Переходить дорогу пешеходы должны по кратчайшему пути, то есть перпендикулярно проезжей части.

Остановки общественного транспорта также представляют повышенную опасность. Стоящее, подъезжающее или отъезжающее маршрутное транспортное средство может загородить собой пешехода, который переходит дорогу перед ним или обходит его сзади.

Пешеходы, опаздывающие на автобус, троллейбус или трамвай нужного маршрута, часто перебегают дорогу, не глядя по сторонам. Всё это необходимо учитывать при проезде остановок маршрутных транспортных средств.

Требования этого пункта относятся, главным образом, к остановкам трамвая, когда трамвайные пути расположены в середине проезжей части.

Eсли высадка и посадка окончены, а трамвай по-прежнему стоит на остановке, то водитель безрельсового ТС может возобновить движение с минимальной скоростью, которая позволит в случае необходимости немедленно остановиться.

Помимо остановок общественного транспорта, водителям следует быть особенно внимательными в тех местах, где транспортное средство с опознавательными знаками «Перевозка детей» производит посадку или высадку.

В этом случае всегда существует опасность, что ребенок выбежит на проезжую часть из-за этого транспортного средства и попадет под колеса проезжающего мимо автомобиля.

В такой ситуации рассчитывать на благоразумие ребенка бесполезно, поэтому ответственность за подобные ДТП возлагается на водителей.

Чтобы предупредить их о возможной опасности, на транспортном средстве, перевозящем группу детей, на время их высадки и посадки должна быть включена аварийная сигнализация.

Ссылка на основную публикацию