О нарушениях, связанных с применением и заполнением путевого листа

Особенности документа

Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).

Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).

Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.

Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.

В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.

Два новых штрафа

Штраф № 1. Как пояснили журналу «Упрощенка» в Минтрансе, в путевом листе не нужен личный штамп врача, так как закон не предусматривает, что у медицинского работника должен быть такой штамп. А вот другой штамп «прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» обязателен. Поэтому если не ставите такую отметку в путевых листах, то изготовьте штамп.

Обратите внимание, что врач должен поставить дату и время осмотра до того, как водитель начнет перевозку. Если время осмотра позже, чем время начала рейса, либо в путевом вообще нет отметок о медосмотре, то автоинспекция оштрафует водителя на 5 тыс

руб., компанию на 30 тыс. руб. по части 2 статьи 12.31.1 КоАП.

Чтобы подготовить путевой лист без штрафов, используйте образец журнала «Упрощенка».

Статья написана по материалам сайтов: juresovet.ru, advokatssr.ru, www.26-2.ru.

Что такое путевой лист

Ваша машина — это ваша собственность. Вы можете ездить на ней когда угодно, куда угодно и сколько угодно. Никаких ограничений и никаких запретов, кроме езды без водительских прав и управления авто в нетрезвом виде, на пользование таким транспортным средством не устанавливается. Путевой лист водителю личного автомобиля не нужен. Штрафы выписываются только за нарушение правил дорожного движения и отсутствие водительских документов (прав, страховки, ПТС).

Другое дело, когда машина принадлежит организации или индивидуальному предпринимателю. Здесь без путевого листа не обойтись. Отсутствие путевки всегда означает штраф. Избежать административного наказания можно, только если оформить доверенность на водителя.

Итак, разбираемся подробно. Что такое путевой лист? Это документ, который определяет не только цель, но и саму возможность поездки на служебном автомобиле. Оформляется такой только для поездок по работе и только в организациях (и у ИП), занимающихся перевозками (ст. 6 259-ФЗ от 08.11.2007). Официальный лист понадобится:

  • при любых видах перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, такси);
  • при транспортировке грузов (грузовой транспорт);
  • при доставке багажа, товаров, заказов (любой тип транспорта экспедиторов).

Учтите: если вы работаете в такси на своем личном авто, то путевой лист все равно понадобится. Пока вы занимаетесь перевозками пассажиров, все надлежащие документы (в том числе и путевка) должны быть на руках. Как только вы заканчиваете работу и едете домой (на этой же машине), лист вам уже не нужен: это личное авто, которое используется в частных целях, отсутствие путевки проверяться не будет, и штраф вам никто уже не выпишет.

Зачем нужен путевой лист? Путевку оформляют для того, чтобы зафиксировать маршрут водителя, отследить расход топлива, проверить техническое состояние машины. Но это не все. Подписанный руководством путевой лист — это не только регистрация маршрута, но и подтверждение состояния здоровья водителя. Перед тем как отправиться по указанному пути следования, работник обязан пройти предрейсовый контроль и медицинское обследование. Делается это ежедневно/ежесменно — каждый раз, когда сотруднику нужно сесть за руль. Контрольная информация отражается в путевке и утверждается руководителем организации.

Почему за отсутствие путевки грозит штраф? У любого автомобиля есть владелец. И если с личным авто все понятно, то вождение служебных машин строго контролируется

Рабочим автомобилем может владеть организация или индивидуальный предприниматель — это в данном случае не важно. А важно то, что любое использование такого транспортного средства должно носить строго целевой характер.

Если владелец (организация или ИП) не хочет ежедневно составлять путевые листы, то оформляется доверенность. Это упрощает процесс не только вождения (не обязательно фиксировать маршрут), но и проверок, особенно в тех случаях, когда автомобиль компании постоянно водит руководитель или другой сотрудник. Если водитель ездит по доверенности, ему не нужно постоянно отчитываться о своих передвижениях и проходить предрейсовый контроль.

Когда служебный транспорт используют строго по назначению (для перевозок пассажиров, грузов или товаров), путевка обязательна. Если ее нет, то платится штраф. Почему так происходит? Потому что сотрудник автоинспекции, останавливая служебный транспорт (а это видно в страховке и документах на машину), должен видеть, на каком основании водитель за рулем и для чего именно используется авто. Более того, инспектору нужно знать, что и водитель, и автомобиль прошли контрольные мероприятия перед началом поездки. Все это как раз и указывается в путевке. Если путевой лист отсутствует, то это расценивается как неправомерное вождение служебного автомобиля. Именно поэтому водитель (и организация) получают штраф.

Когда «путевка» необходима

Штраф за отсутствие путевки у водителя может быть наложен только в том случае, если формирование такого документа обязательно. Путевка — это первичный и отчетный документ, он нужен работникам организаций для составления отчетности, учета рабочего времени и затрат на транспорт, расчета заработной платы, фиксирования расходов ГСМ и др.

Составление документа необходимо только водителям, осуществляющим перевозку в коммерческих целях (это правило установлено в п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ от 08.11.2007). Случаи коммерческой перевозки, когда необходимо оформлять листки:

  • перевозка людей;
  • транспортировка грузов;
  • перевозка пассажиров в троллейбусе, трамвае.

В первом и втором случаях правила одинаковые как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата № 78 от 28.11.1997. С 2015 года организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать бланк с учетом того факта, что это первичный документ, и в нем должны быть отражены обязательные сведения, указанные в ст. 9 ФЗ «О бухучете». Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 476 от 07.11.2017, обязательно необходимо указывать сведения о собственнике ТС.

Штраф за отсутствие путевого листа

На данный момент штраф за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Его размер составляет от 500 рублей.

В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

Законом предусмотрены такие суммы штрафов:

  1. Если за автомобиль несет ответственность водитель, ему выпишут штраф в размере 500 рублей или сделают предупреждение.
  2. Если к ответственности привлекается должностное лицо организации — сумма штрафа составит 20000 рублей.
  3. Для юридического лица размер штрафа может достигать и 100000 рублей.

В некоторых случаях могут быть исполнены все три позиции одновременно. Частный предприниматель несет полную ответственность, даже когда он не является юридическим лицом.

Если организация не считает целесообразным заполнять путевые листы ежедневно, то им рекомендуется оформлять доверенности.

Штраф за езду без ПЛ для ИП

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП, может быть выписан, не зависимо от того, одно это лицо или разные. Максимальная сумма штрафа достигает 100000 рублей.

Таким образом, размер наказания за езду без ПЛ может быть довольно внушительным. Поэтому лучше проследить за его наличием и корректностью заполнения.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ для юридических лиц

Кроме общих моментов, при которых необходимо наличие ПЛ, оформление путевки должно сопровождаться и передвижение на служебном авто сотрудников организации.

Штраф за отсутствие путевого листа на юридическое лицо грозит вне зависимости от целевого назначения автомобиля. При выезде он должен быть снабжен путевым листом.

Наказание за некорректно оформленный ПЛ

Штраф за неправильно оформленный путевой лист может составлять от 3000 до 30000 рублей, в зависимости от субъекта. Разработан определенный порядок заполнения путевого листа:

  1. Заполняется на каждый авто, что используется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для наземного транспорта.
  2. Оформляется на срок от 1 дня до месяца, но не больше.
  3. Если применяется посменный режим, оформлять следует отдельный бланк на каждого водителя.
  4. Путевочный лист должен содержать информацию об авто, номер документа.
  5. Штамп ИП или юридического лица обязательный.
  6. Указываются дата и время выезда.
  7. Отражается дата медицинского осмотра водителя и данные медицинского работника.
  8. Бланки путевых листов вносят в журнал регистрации.
  9. Хранятся документы 5 лет и более.

Если данный порядок не соблюдается, сотрудник ГИБДД вправе оформить взыскание.

Отсутствие штампа медосмотра

В случае, когда поездка оформляется удаленно, и поставить штамп невозможно — этот факт не снимает ответственности.

Вышеуказанные штрафы по-прежнему грозят за несоблюдение правил. Медицинский осмотр водителя — это обязательный момент в организации перевозок.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ грузового авто

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно. За несоответствие этой норме законодательства, грозит штраф в размерах 500, 20000, 100000 рублей, в зависимости от субъекта.

Отсутствие путевого листа на легковой авто

Если физическое лицо является собственником машины и использует ее в личных целях, то в путевом листе нет необходимости. Не нужен ПЛ на легковой автомобиль юридическому лицу, собственнику машины.

При потребности, он может сделать доверенность на водителя, которая исключает необходимость ПЛ. В таких случаях штраф не грозит ни водителю, ни собственнику.

Документ для легковых авто требуется в том случае, когда осуществляется перевозка пассажиров, багажей, грузов. Эта норма распространяется и на легковое такси. В противном случае возможен штраф до 100000 рублей.

По закону в 2019 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.

Таким образом, за отсутствие путевого листа, как водителю, так и организации либо индивидуальному предпринимателю, грозит штраф. Его размер напрямую зависит от того, на какую статью сошлется инспектор ГИБДД, составляя протокол.

Сумма может быть довольно ощутимой, поэтому лучше заранее позаботится о наличии путевых листов и корректности их заполнения.

Правила заполнения

Кроме формы используемого путевого листа в учетной политике должно быть указано, каким образом производится присвоение номеров бланкам. Связано это с тем, что законодательство требует вести учет выдачи путевок в специализированном журнале, где в течение года должна соблюдаться сквозная нумерация. Однако, при наличии в компании нескольких типов транспортных средств допускается нумерация листов для легковых автомобилей обособленно от грузовых.

Период, на который выдается рассматриваемый бланк, зависит от деятельности компании. Если это транспортная компания, то она выдает его сроком на один рабочий день. Исключение составляют командировки. В этом случае путевой лист действует на весь период служебной поездки.

Для всех остальных фирм жестких ограничений нет. Они также могут оформлять документ каждый день, а могут оформить его на месяц. Причем календарный месяц – это максимальный срок, на который он выдается.

Механик или водитель, имеющий соответствующие полномочия, должен заверять дату и время выезда и возвращения, километраж на начало и конец рабочего дня своей подписью. Подпись обязательно должна иметь письменную расшифровку или штамп с данной информацией.

С 2019 года если на одной машине могут выезжать несколько сотрудников, то путевой лист выдается каждому водителю. В такой ситуации дата, время выезда и показания прибора, учитывающего пробег, вносятся в путевой лист водителя, который выезжает из гаража первым, а дата и время прибытия и километраж в конце рабочего дня – в путевой лист водителя, который вернул автомобиль на место парковки.

С 2019 года термин «постоянная стоянка» заменили на «парковка». Сведения о медицинском осмотре больше не заверяются штампом.

Сотрудники, которым выдаются путевые листы, должны быть осмотрены врачом до начала работы. Он должен заверить лист своей подписью. Послерейсовый осмотр предусмотрен только для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Данное требование на практике довольно часто нарушается, т.к. далеко не каждая компания может позволить себе иметь должность медицинского работника в штатном расписании. Однако отсутствие указанной отметки является серьезным нарушением. Чтобы избежать его, руководителю необходимо заключить договор на медицинское обслуживание со специализированной организацией.

Табличная часть путевого листа предназначена для внесения информации о маршруте сотрудника. Сюда вносятся данные о месте назначения, времени прибытия и выезда оттуда. Причем целесообразным представляется требование о том, чтобы заверяли эти данные ответственные лица.

Например, автомобиль торговой компании был направлен с партией груза для доставки ее в розничные магазины. В этом случае директора магазинов должны подписывать путевой лист при прибытии к ним машины. Эта мера является дополнительной функцией контроля, позволяющей проверять пробег, время работы, также она подтверждает производственный характер затрат, учитываемых по данному документу.

В путевом листе также указывается информация о движении топлива. На его основании производится списание ГСМ. Данный участок бухгалтерского учета всегда являлся объектом пристального внимания со стороны различных проверяющих. И довольно часто налоговые органы изымали путевые листы, а точнее затраты на топливо, из расчета налога на прибыль в связи с их некорректностью, что вело к штрафным санкциям и начислению пеней.

Как было указано выше, регистрация выданных путевых листов должна вестись в специализированном журнале. Обычно этот журнал составляется за календарный год, т.к. с нового года нумерация начинается заново. Храниться он должен, как и вся документация, в том числе путевые листы, в течение 5 лет.

Правила заполнения листа

Правила заполнения листа представлены в Разделе 3 Приказа:

  • документ оформляется на каждое ТС, участвующее в пассажирских или грузоперевозках, отдельно;
  • в случае использования ТС несколькими автоводителями в течение срока действия листа, можно оформить несколько путевых листков в отношении каждого водителя-сменщика;
  • наименование документа обязательно должно содержать указание на тип ТС (к примеру, путевой лист трамвая, путевой лист легкового автомобиля и др.);
  • документ должен иметь номер, проставляемый в соответствии с порядком, принятым в организации (как правило, в хронологическом порядке);
  • без отметки врача и механика выезжать на рейс запрещено – показания одометра с указанием даты фиксируются должностным лицом, осуществляющим технический осмотр ТС, а дата и время проведения медосмотра – должностным лицом, осуществляющим медицинский осмотр;
  • соответствующие отметки должностных лиц должны быть заверены их подписями и печатью организации;
  • регистрация путевых листов производится в специальном журнале регистрации, оформляемом по типовой межотраслевой форме № 8 (ОКУД 0345008), утвержденной Постановлением.

Не забудьте про маршрут

Среди обязательных реквизитов, предусмотренных Приказом № 152, нет сведений о маршруте автотранспорта. Значит ли это, что можно не указывать эти данные?

По мнению налоговых органов на местах, отсутствие в путевых листах маршрута следования автомобиля дает основание признать расходы необоснованными, так как не подтвержден тот факт, что автомобиль использовался в производственной деятельности компании.

Анализ судебной практики по данному вопросу показывает, что некоторые суды считают, что организации не обязаны указывать подобную информацию в путевом листе. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 08.12.2009 № КА-А40/13500-09 по делу № А40-45119/09-75-278 указал следующее. В связи с тем, что налогоплательщик не является автотранспортной организацией, путевые листы содержат достаточную информацию для контроля за расходами на ГСМ, а отсутствие в них информации о месте следования автомобиля не является основанием для признания расходов документально неподтвержденными.

А в постановлении АС Поволжского округа от 24.04.2015 № А55-20840/2014 арбитры пришли к выводу, что отсутствие в путевых листах информации о маршрутах следования не дает оснований считать, что фактически организация использовала автомобиль не для служебных целей, так как эта информация среди обязательных реквизитов путевого листа в Приказе № 152 не упоминается.

Но в арбитражной практике есть судебные решения в пользу налоговиков. Так, в постановлении АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 по делу № А40-108772/14 арбитры отметили, что поскольку при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях, то представленные компанией путевые листы (без указания маршрута) не подтверждают осуществления спорных затрат на приобретение ГСМ и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Схожая позиция содержится и в постановлении АС Поволжского округа от 02.12.2016 № Ф06-15152/2016 по делу № А55-16446/2015.

Однако эти решения суды принимали по спорам, возникшим до 1 января 2013 г., то есть когда действовал старый закон о бухучете, предписывающий обязательное использование унифицированных форм первичной документации. А в форме путевого листа, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, содержалась информация о пройденном маршруте. Но, как мы уже говорили, сейчас организации не обязаны применять унифицированные формы первичных документов. Так что, на наш взгляд, шансы на победу в суде возрастают.

Штраф за езду без путевого листа

Существует и альтернативный способ контроля – с помощью утвержденной Госкомстатом формы №78. Выбор бланка остается на усмотрение юрлица, при условии соблюдения установленных законодательством требований к оформлению. Оформленные путевые листы подлежат дальнейшей сдаче и хранению в течение определенного срока.

Длительность хранения определяется на основе нескольких законодательных норм:

  1. Приказ №152, утвержденный Минтрансом в 2008 году предполагает хранение в течение 5-летнего срока;
  2. Приказ №558, утвержденный Минкультуры в 2010 году, допускает срок хранения до 75 лет, если транспортировка производилась в условиях повышенной опасности, тяжелых условиях труда, что подтверждается наличием документа.
  3. НК РФ требует 4-летнего хранения;
  4. Закон о бухгалтерском учете предполагает 5 лет хранения.

Путевой лист связан с подтверждением права осуществлять передвижение и имеет ограниченный срок действия.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие путевого листа?

Особенности данного документа

рублей. Справка! наказание могут получит одновременно и водитель, и предприниматель (работодатель).

Статья 12.31.1 имеет примечание, в котором указано, что индивидуальный предприниматель без юридического оформления несет ответственность по всем пунктам, как юридическое лицо. Для водителя такси или грузового автомобиля

Второй пункт статьи 12.3 о правонарушениях говорит, что для водителей такси и грузовых авто назначает штраф в минимальном размере 500 р за отсутствие соответствующего документа, а также накладных о перевозке.

Таксисты должны иметь при себе именно данный документ, так как по части 2 статьи 6 ФЗ № 259 выезд транспортному средству без него запрещен (при перевозке людей, тоже относится и к перевозу грузов).

В каких случаях нужен путевой лист

Существуют три случая с путевым листом.

Обязательное оформление:

  • коммерческая перевозка грузов легковым или грузовым автомобилями;
  • перевозка людей и багажа автобусами и троллейбусами;
  • путевой лист для такси также обязателен.

При этом не следует путать управление автомобилем в служебном режиме и для личных целей.

Например, гражданин имеет личный автомобиль, который используется как такси. После отработанной смены он приезжает в организацию, сдаёт документацию и выручку, проходит послерейсовые осмотры. А после на своей автомашине направляется домой, но уже не в роли таксиста. Остановив такого водителя, сотрудник ГИБДД не вправе требовать от него путевой лист и соответственно наказывать за его отсутствие.

Необязательное оформление. Личный автомобиль используется в служебных целях. Остановив такого водителя, сотрудник ГАИ не сможет определить, что водитель ездит по служебным делам. Поэтому путевку не будет требовать. Если, конечно, в багажнике не будет служебный груз с товарными документами на него.

Зачастую путёвки на такие поездки оформляются по настоянию работодателя для ведения строгой материальной отчетности и контролем за трудовой дисциплиной.

Не требуется составление. Автомобиль используется обычным гражданином для личных и семейных нужд. Даже если на нем перевозить груз (например, бытовую технику во время переезда) или пассажиров (допустим, поездка с родственниками на отдых) это не влечет необходимость в оформлении подобной документации.

Также не предусмотрен путевой лист для водителя, который одолжил автомобиль у знакомого, либо взял в прокат и пр.

Нужен ли путевой лист на грузовой автомобиль

На грузовик нужен ПЛ только тогда, когда машина эксплуатируется для коммерческих целей. Если автомобиль движется без груза и водитель поясняет, что использует машину лично для себя, то нарушения нет. Правда, сотрудник ГИБДД может принять действия по проверке этих фактов. Для это возбуждается административное дело, у собственника могут запрашиваться журнал регистрации ПЛ, товарно-транспортные накладные, могут опрашиваться свидетели и т.п.

Нужен ли ПЛ на автомобиль, который в собственности у юр.лица

Опять же, если автомобиль перевозит деловые грузы и пассажиров.

Часто такие автомобили используют руководители предприятий или отдельные работники для себя. В том числе ездят на таком транспорте на работу. В этих случаях путевой лист необязателен.

Но здесь возникают трудности в общении с сотрудниками ГИБДД. Иногда приходится долго доказывать отсутствие коммерческих целей в эксплуатации автомобиля.

Выходом из такой ситуации является составление договора аренды или доверенности от организации на физическое лицо (работника, руководителя). В этих договоре или доверенности просто указывается, что транспорт предоставляется работнику/руководителю для собственных нужд, не связанных с деятельностью фирмы.

Самостоятельно разработанная форма

Если предприятие использует самостоятельно разработанные шаблоны документов по учету ГСМ, эти формы должны быть отражены в двух локальных актах организации:

  • учетной политике;
  • приказе об утверждении первичного бланка.

В приказ об утверждении образца путевого листа или журнала учета путевок надо внести информацию об организации, номере документа и дате его составления. В текстовом блоке приказа указывают предмет рассмотрения – утверждение нового шаблона документа. Обязательно должна быть прописана дата, с которой бланк будет введен в систему документооборота. В заключительном разделе приказа перечисляются сотрудники, которые должны руководствоваться этим локальным актом, и их подписи.

Ссылка на основную публикацию