Дорожный знак «велосипедная дорожка»

Дорожные знаки и разметки

Кое-что о дорожных знаках и разметке на велодорожках и около них уже сказано. Их видели, конечно, почти все люди. Но знать такую информацию еще совершенно недостаточно. На дороге велосипедные полосы слева отграничивают сплошной линией разметки. Справа располагается бордюр. Если полоса для велосипедов выделяется на пешеходной дорожке или тротуаре, ее маркируют сплошными белыми линиями справа и слева. При этом используется дополнительно рисунок велосипеда, чтобы еще лучше подчеркнуть назначение полосы.

Обычно они используются в парках, где можно разграничить пеший и велосипедный потоки. По периметру рисуют сплошную желтую линию. Если ширина дорожки позволяет, ее разделяют на 2 противоположные направления. В этом случае посередине рисуют две сплошных белых линии, между которыми есть небольшой промежуток. Рядом с выделенными только для велосипедистов дорожками ставят треугольные знаки с красной каймой и черным велосипедом на белом фоне.

ПДД

К сожалению, лишь малая часть велосепидистов знает ПДД

Езда на велосипеде предполагает соблюдение правил дорожного движения. Это позволяет снизить травматизм, избежать аварийных ситуаций, сохранить жизнь и здоровье. Знать и соблюдать эти требования обязаны все, включая юных велосипедистов, которым разрешена самостоятельная езда по улицам города только в пределах специально отведённых для этого участков.

Зона действия знака

Конец велоспиедной дорожки может быть обозначен специальным знаком 4.4.2 или ближайшим перекрёстком

Наличие знака 4.4.1 предписывает всем участникам дорожного движения использовать соответствующий участок дороги по прямому назначению: пешеходам не ходить, машинам не ездить. Зона его действия ограничивается ближайшими перекрёстками, т. е. если за перекрёстком нет этого знака, то это свидетельствует о том, что отдельная зона для велосипедистов закончилась.

Для ограничения действия этого знака может быть использован и специальный знак 4.4.2, обозначающий конец велосипедной дорожки. Он выглядит аналогичным образом с красной перечёркивающей полосой по диагонали. Чёрный силуэт велосипеда на белом фоне, окантованный красной полосой, категорически запрещает перемещение верхом на двухколёсном друге. В зоне действия этого знака необходимо спешиться и катить транспорт за руль.

Скорость и порядок движения

В России специальные светофоры для велосипедистов встречаются редко

В крупных городах с интенсивным трафиком для велосипедистов предусмотрены специальные светофоры, обозначенные либо специальной таблицей — чёрный силуэт на белом фоне, либо отдельным окошком светофора, в котором загорается силуэт велосипеда определённого цвета.

Как и любой водитель, велосипедист обязан заблаговременно предупреждать о начале манёвра:

  • о повороте в сторону предупреждает согнутая в локте поднятая соответствующая рука;
  • о торможении сигнализирует поднятая вверх любая рука.

Во время езды по выделенному участку проезжей части следует обращать внимание на знаки вблизи пересечения улиц:

  • если висит 4.4.1, то продолжать движение прямо можно, убедившись, что поворачивающие направо машины пропускают велосипед;
  • если установлен 1.24, то велосипедист обязан сбросить скорость и пропустить автомобиль.

Скоростной режим — один для всех видов транспорта: в черте города не быстрее 60 км/ч, во дворах — 20 км/ч.

В отсутствие специально выделенной полосы для движения велосипедист может передвигаться:

  • по обочине — в составе колонны или при транспортировке на багажнике крупногабаритного груза;
  • по пешеходной дорожке — с ребёнком до 7 лет.

Историческая справка и современность

Первые велосипедные дорожки появились во второй половине XIX века в Голландии. Для этой страны характерно большое количество велосипедов и велосипедистов, поэтому уже к 20-м годам XX века доля велотранспорта занимала 75% от общего транспортного потока этой страны.

Кроме Голландии, XX век стал плодотворным для появления дорожек в США (Лос-Анджелес – 1900 год), Германии и Англии. Совмещенные с тротуарами велодорожки появились в Швеции и Финляндии после войны. И если 70-е годы прошли под знаком падения интереса не только к велодорожкам и их строительству, но и к велотранспорту в целом, то на рубеже веков в связи со все ухудшающейся экологической ситуацией велосипед вновь стал популярен у рядового жителя Земли, заботящегося о своей планете и своем здоровье.

Прямо на велодорожке — остановки общественного транспорта

— Бывает еще, сталкиваются велосипедисты с велосипедистами. Есть такой контингент катальцев, которые выезжают на велосипедах раз в год. Либо когда вспомнили, что в детстве ездили, идут в прокат и берут велосипед. Соблюдение ими ПДД тоже никто не контролирует.

— Велосипедист двигался в направлении от моста на Немиге в направлении парка Победы. В нескольких десятках метров от моста в самом узком месте между набережной Свислочи и пешеходной дорожкой находится пункт проката велосипедов. Неожиданно из прохода между «Купавами» на велодорожку, не глядя по сторонам, резко выдвинулась девушка, взявшая напрокат велосипед, перегородив дорожку велосипедом и не предоставив возможности для объезда. Результат — перелом ключицы.

Комментарий велосипедиста: «У моста на Немиге организаторы велопроката организовали засаду как для пешеходов, так и для велосипедистов. В самом узком месте набережной каждый год устанавливаются два прицепа «Купава». Велопрокат и прокат лодок, осуществляемый из них, резко сужает поток пешеходов, и большинство маршируют по велодорожке. Кроме того, после получения велосипеда напрокат нужно соблюсти обязательный «ритуал»: выйти из-за узкого прохода между «Купавами», перегородить две полосы велодорожки велосипедом и задумчиво и внимательно посмотреть во все стороны (иронизирует. — TUT.BY). Избежать аварийных ситуаций можно было бы, отнеся расположение «Купав» на сотню метров ближе к картодрому, где ширина тротуара позволяет разместить прокат без ущерба для пешеходов и велосипедистов».
Комментарий велосипедиста: «Впереди велодорожка упирается прямо в остановку «Гвардейская». Объезда нет».
Комментарий велосипедиста: «Хотя можно было сделать так. А заодно и выделить цветом проезжую часть велодорожки. Но это не Центральный район Минска, а Второй округ Парижа».

— Мой случай. Парочка молодых людей пешком прогуливалась по велодорожке в районе стелы, я двигался навстречу на велосипеде с небольшой скоростью, около 20 км/ч. При моем приближении парень, который шел по велодорожке (нигде не работающий и ранее судимый по ст. 328 УК РБ), резко двинулся в мою сторону и толкнул меня. Я был не готов к толчку, упал. Получил сотрясение мозга, царапины, и был поврежден велосипед. Прибывшая по моему вызову опергруппа Центрального РУВД г. Минска, несмотря на мои требования, не составила протокол места происшествия, не зафиксировала следы происшествия, не произвела в должной мере опрос правонарушителя, а также не доставила его на освидетельствование на предмет употребления алкогольных и наркотических веществ, несмотря на его неадекватное поведение и судимость по специфической статье УК («Незаконный оборот наркотических веществ»). «Зачем толкнул?» — спрашиваю. «Мы тут гуляем с подругой, а вы, велосипедисты, близко от нас ездите». В результате суд Центрального района освободил его от административной ответственности, «поскольку то обстоятельство, что он задел потерпевшего за руку и плечо, когда тот проезжал мимо него на велосипеде, не свидетельствует о направленности умысла на причинение телесных повреждений». Факт нарушения ПДД судья проигнорировала.- Минск является одной из европейских столиц, претендует на соответствующий внешний вид и даже собирается принимать чемпионат мира (по хоккею), многие чиновники систематически посещают западноевропейские города. Они прекрасно видят положительные примеры в развитии велосипедной инфраструктуры. Изобретать ведь ничего не нужно, просто перенять опыт того, что уже есть и давно применяется, в т.ч в плане ПДД, знаков и разметки. В той же зоне вокруг Минского моря для велопрогулок элементарно можно выделить полтора-два метра асфальта – либо «нарастить», либо отделить разметкой. Для того чтобы люди в выходные дни не только пиво потягивали с шашлыками, а немножко занимались здоровьем,- На территории Центрального района, который мы объехали, в массовом порядке установлены знаки, не соответствующие ПДД, Создавшаяся ситуация создает опасность для пешеходов и велосипедистов.  

Что такое велосипедная дорожка?

Велодорожкой может быть как самостоятельная дорога, так и ограниченная часть автомобильной дороги, которая предназначена исключительно для движения велосипедов. Вопрос исключительных прав велосипедистов не обсуждается: будучи монополистами на передвижение по таким трассам, они вынуждены соревноваться за право ездить по своей же дороге не только с мотоциклистами, но и с пешеходами. От основной трассы дорожка для велосипедов должна быть отделена либо специальной разметкой, либо газоном или бордюром.

Различают несколько видов велодорожек:

Односторонняя велодорожка.

Односторонняя дорожка обычно располагается по обе стороны от основной автотрассы. Часто ее слегка приподнимают над уровнем дороги, чтобы усложнить нерадивым владельцам авто заезд на непредназначенную для них территорию. Такие дороги можно встретить в большинстве европейских стран, в частности – в Голландии и Дании.

  • Двухсторонняя трасса для велосипедов характерна для пригорода и междугородних трасс. Их часто совмещают с дорожкой для пешеходов, или же располагают в непосредственной близости от тротуара. Такие дороги обычно создаются при односторонних автодорогах для обеспечения безопасности как велосипедистов, так и владельцев авто. Также использование таких дорожек подходит для набережных и трасс, имеющих ответвления только с одной стороны.

  • Изолированная дорожка – это самостоятельная трасса, предназначенная только для велосипедистов и отгороженная от автотранспорта высокими бордюрами.

Для регулировки велосипедного движения в наших странах принята общемировая система знаков и дорожной разметки, соответствующая Конвенции 1968 года. К основным знакам относятся обозначение велосипедной и совмещенной дорожек, запрет езды на велосипедах, а также знак для автомобилистов, предупреждающий о возможном появлении велосипедистов.

Сплошь и рядом — сплошные линии, которые не имеют силы?

Василий — велосипедист со стажем. Состояние столичной велосети он описывает так:

— Единственная дорожка, которая более-менее похожа на велодорожку, это как раз та, что идет из Чижовки в Дрозды. А так везде это просто тротуар, на который нанесена разметка. 

Однако и на главной столичной велодорожке, идущей вдоль Свислочи, не все в порядке, как может показаться на первый взгляд. Те, кто по ней ездят часто, видят: несмотря на то, что велодорожка по ПДД является такой же проезжей частью, как и автомобильная дорога, на практике на ней почему-то обычные правила не действуют. «А должны», — убежден Василий.  

— Сплошные линии существуют для того, чтобы ограничить движение поперек них. В соответствии с ПДД пересекать их можно в определенных случаях, и эти случаи перечислены. На пересечении потоков существуют либо организованные перекрестки, либо пешеходные переходы… А что мы имеем у нас?  

Комментарий велосипедиста: «От двух направлений поток пешеходов спускается к набережной Свислочи прямо через велодорожку. На пути пешеходов изображены 4 сплошные линии разметки 1.1, обозначающие края проезжей части и разделение встречных потоков. В соответствии с п. 4 приложения 3 к Правилам дорожного движения РБ, линии разметки 1.1–1.3 пересекать запрещается, за исключением случаев применения линии разметки 1.1 для обозначения границ мест стоянки транспортных средств и линии разметки 1.2 белого цвета, располагающейся справа от водителя для остановки транспортного средства на обочине (слева от водителя для выезда транспортного средства с обочины после его остановки). Линию разметки 1.1 разрешается пересекать также для обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч, и для объезда неподвижного препятствия на дороге, создающего опасность для движения».

— Мы имеем неконтролируемый никак поток пешеходов, который пересекает велодорожку. В Европе, как правило, стремятся избежать пересечений пешеходных и велосипедных путей. Если же нельзя избежать, то либо на пешеходной дорожке рисуется, что ее пересекает велосипедная дорожка, прерывистой линией, либо на велодорожке рисуется пешеходный переход. 

Комментарий велосипедиста: «Намека на обозначенные переходы или хотя бы информационных табличек, предупреждающих пешеходов о пересечении с велодорожкой, практически нигде на велодорожке нет».
Комментарий велосипедиста: «Через 4 сплошные линии разметки путь пешеходов лежит от ступенек торгового центра «Арена-Сити» к подземному переходу и остановке общественного транспорта. С одной стороны, пересечение линий сплошной разметки, как уже указывалось выше, по ПДД запрещено. Отсутствие обозначенных пешеходных переходов через велодорожку фактически приучает пешеходов игнорировать линии разметки. В этом месте дорожку можно было пустить за торговым центром. И выхлопных газов нет, и для пешеходов и велосипедистов безопаснее».
Комментарий велосипедиста: «Выходы от новопостроенного музея на велодорожку. Какая-либо предупредительная информация в виде разметки, знаков и пр. отсутствует».

  — Велодорожка — выделенный элемент дороги, предназначенный для движения велосипедов. Подразумевается правилами разметки, что сплошные линии действуют всегда, оговорок нет, — рассуждает Василий. — Если это так, то нужно их либо грамотно наносить, либо отслеживать их соблюдение. Но почему-то у ГАИ не возникает вопросов. Там объясняют, что максимум, что они делают — это замечания. Мол, не хватает штата, чтобы урегулировать ситуацию с автомобильными происшествиями. Но и происшествий на велодорожке хватает, другое дело, что их обычно не регистрируют. 

В месте пересечения пешеходных дорожек с велосипедной иногда присутствуют уменьшенные нестандартные копии дорожного знака 1.22 «Пересечение с велосипедной дорожкой».

— Пересечение линий разметки во время хождения пешеходом по велодорожке — это правонарушение. Но правонарушение, не влекущее последствий, пока не произошло столкновений и не получены травмы. А травмы происходят регулярно. Другое дело, что их не фиксируют. Но многие у нас и не знают, что такие случаи надо регистрировать как нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее причинение телесных повреждений. 

Комментарий велосипедиста: «Чуть ближе к парку Победы. Силуэт велосипеда на дорожке затерся до такой степени, что девушки его просто не заметили».

Подборка других «ляпов» с ПДД на велодорожке в Центральном районе Минска:

Комментарий велосипедиста: «Изображения дорожного знака, который виден в левой части снимка, в приложении к ПДД РБ вы не найдете…».
Комментарий велосипедиста: «Точно так же, как и этого знака. В пояснениях ПДД к знакам 4.5.1 «Велосипедная дорожка» и 4.5.2 «Конец велосипедной дорожки» есть фраза, что «на знак может быть дополнительно нанесен силуэт пешехода». Какие правовые последствия вызывает дополнительное нанесение силуэта пешехода, ПДД не раскрывает. Логично предположить, что ГАИ необходимо было бы инициировать приведение к единому порядку изображений на знаках и комментариев к ним».
Комментарий велосипедиста: «Правильное место с грамотно установленными дорожными знаками и красивой разметкой появляется в районе перекрестка Победителей — пр. Дрозды».
Комментарий велосипедиста: «Но порядок длится недолго».
Комментарий велосипедиста: «С приближением к торгово-развлекательному центру «Арена-сити» дорожка куда-то исчезает».

Комментарий велосипедиста: «Зато вновь появляются дорожные знаки, не предусмотренные ПДД

Обратите внимание на знак «Пешеходный переход». В приложении к ПДД такого нет».

Комментарий велосипедиста: «Пропавшая» велодорожка возле въезда в паркинг «Арена-сити». Нет ни обозначенного перехода, ни предупреждающих знаков на въезде для автомобилей».
Комментарий велосипедиста: «Табличка неустановленного образца под пешеходным светофором. Светофор есть, обозначенного перехода – нет».
Комментарий велосипедиста: «Пропавшая» велодорожка».

Характеристика и описание знака велосипедная дорожка

Дорожный знак, именуемый «Велосипедная дорожка», постоянно путают с другим – «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Как выглядит тот и другой:

Предписывающий знак «Велосипедная дорожка» имеет круглую форму, голубой или светло-синий фон и белое изображение велосипеда в центре. Он вывешивается, чтобы сообщить водителям о том, что удобная проезжая часть, отделенная от основной газоном или бордюром, выделена не для них, и можно получить штраф за езду, а также о том, что если при повороте придется пересечь велодорожку, то нужно уступить велосипедистам. Для пешеходов такой знак – сигнал о том, что они не могут ходить по этой зоне без экстренной необходимости (когда отсутствует тротуар).
Треугольник с толстым красным абрисом, в котором на белом фоне изображен черный велосипед, называется «Пересечение с велосипедной дорожкой»

Форма и цвет обозначают, что знак предупреждающий: он размещается неподалеку от того места, где с велодорожкой пересекается проезжая часть
Цель этого знака – призвать водителя сконцентрировать внимание и соблюдать осторожность. В этом случае приоритет движения остается за автомобилистами, но, по факту, если велосипедисты не настроены останавливаться, лучше уступить.

Знак под названием «Конец велосипедной дорожки» представляет собой перечеркнутую копию обозначения «Велосипедная дорожка». С момента встречи с этим знаком велосипедист теряет все преимущества на перекрестках и подвергается опасности, если продолжает ехать по краю дороги. Если же он выехал на тротуар, то должен подготовиться ко встрече с пешеходами.

Краешек дороги, отделенный только нарисованной полосой и отведенный велосипедистам, обозначается знаком «Полоса для велосипедистов»: это вышеописанный квадрат с голубым фоном, изображением велосипеда и стрелок, указывающих направление движения в общем потоке. Конец полосы отмечается таким же знаком, перечеркнутым красной линией.

Велопешеходная зона маркируется соответствующим знаком круглой формы с изображением велосипеда и человечка. Указатель информирует людей на велосипедах и без них об их общем праве пользоваться данной дорожкой, а автомобилистов предупреждает о том, что туда нельзя въезжать.

О велосипеде и упоминаниях этого транспортного средства в ПДД

Для тех, кто любит передвигаться на велосипеде, в последнее время растет число правильно организованных мест для этого. Естественно, такие дорожки должны восприниматься и другими участниками движения, поэтому везде сопровождаются знаками. Кроме основного знака 4.4, который говорит о том, что вы находитесь непосредственно на велодорожке и должны отдавать себе отчет, что передвигаться можно только на велосипеде, существует еще несколько табличек. Например, запрещающий знак движения велосипедистов (3.9), обычно располагается в конце велодорожки, также внимательно нужно относиться к указателю 1.24, это знак «пересечение с велосипедной дорожкой», а значит, ситуация всегда чревата внезапным появлением велосипедиста.

Кроме своих знаков каждый водитель велосипеда должен знать и другие указатели на дороге, потому что под ними может висеть табличка 8.4.7, которая говорит о том, что этот знак распространяется на велосипедистов, и указания придется выполнять. Все эти знаки мы можем увидеть и на самом дорожном полотне, по которому движемся на двухколесном друге, также дорожки выделяются специальной разметкой, если они являются частью тротуара, а не выделены конструктивно. Иногда компанию нам могут составлять и пешеходы, тогда дорожка будет обозначена знаком, на котором изображены оба участника движения.

Как выглядит на асфальте, раскраска

Там, где начинается велосипедная дорожка, есть знак, бывает и раскраска на поверхности дороги. Это горизонтальная разметка 1.23.3. Она представляет собой выполненное белым цветом изображение велосипеда. Иногда чуть ниже бывает начерчена стрелка, показывающая направление движения.

Знак «Велосипедная дорожка» на асфальте имеет тот же смысл, что и расположенный над дорогой. Он указывает, что от этого места проезд разрешен только немеханическим ТС и мопедам. Заканчивается территория символом 4.4.2.

Знак «Велосипедная дорожка» запрещена

На некоторых участках проезжей части езда на велосипеде может быть опасна и потому недопустима. Тогда там обязательно находится знак «Велосипедная дорожка запрещена». Он имеет номер 3.9, и называется несколько иначе. Символ круглый, представляет собой выполненное на белом фоне изображение немеханического ТС, по краю идет красная кайма.

Точное название 3.9 – «Движение на велосипедах запрещено». В нем заключено требование, которое и должно выполняться от места установки. 3.9 можно обнаружить:

  • перед мостом, туннелем, эстакадой;
  • в начале скоростного участка пути;
  • перед промышленной зоной;
  • в начале охраняемой природной территории.

Иногда на немеханическом ТС не позволяется ехать лишь в одном направлении. Тогда рядом с 3.9 ставят таблички 8.3.1-8.3.3.

Заканчивается его влияние на ближайшем перекрестке. А если рядом с 3.9 есть табличка, 8.2.1, по ней и нужно судить о том, где завершится зона действия символа. Ведь этот указатель обозначает дистанцию, на которой следует выполнять его требования.

Смотрите в этом видео о понятии «Велосипедная дорожка»:

Знак «Пересечение с велодорожкой»: вид, правила проезда

Непосредственное отношение к немеханическим ТС имеет знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.24). К нему следует быть внимательными и другим участникам движения. Ведь символ предупреждает о том, что на пути автомобиля может оказаться велосипедист.

Знак 1.24

1.24 по ГОСТу устанавливается:

  • в городе или селе – за 100-150 м до точки пересечения велосипедной и автодороги;
  • вне населенного пункта – за 150-300 м до нее;
  • на дистанции, указанной на табличке 8.1.1, если она находится рядом с 1.24.

Прежде этот символ определял приоритет механического ТС. А велосипедист или водитель мопеда были обязаны пропустить машину. Но теперь этот пункт из ПДД исключен. И пересечение велодорожки с автодорогой считается перекрестком. Если он не регулируется, нет символов приоритета, правила проезда таковы:

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

То есть когда с этой стороны едет велосипедист, уступает автомобиль. Если они меняются ролями, подождать должен водитель немеханического ТС.

Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву

Все это означает, что автомобилист не может ехать в зоне действия 1.24, как по скоростному участку. На границе указателя ему следует замедлить движение, чтобы в случае чего успеть плавно затормозить.

Кроме того, не следует забывать о пункте 13.1 ПДД:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

В зоне влияния 1.24 нельзя обгонять, маневр на этом участке опасен. Запрещено также ехать, сдавая назад, как требует пункт 8.12 ПДД:

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Ссылка на основную публикацию