За несвоевременную уплату имущественных налогов ежедневно начисляются пени

Штрафы и пени по налогам и сборам

Если получено требование на уплату штрафа или пени, оно может содержать УИН (уникальный идентификатор начислений), его надо указать в поле «Код». Если требования с УИН нет, то в этом поле ставится 0.

ОКТМО указывается обычный, как и при уплате налогов. В поле 106 выбирается основание платежа: при наличии требования от налогового органа ставится ТР, если требования нет, то ставится ЗД.  Номер и дата требования указывается в полях 108-109 платежного поручения, при отсутствии требования, в полях проставляются нули. В поле 107 «Показатель налогового периода» ставится срок уплаты, указанный в требовании. Если требования нет, то в этом поле так же ставится 0.

Отключить

КБК, если он не указан в требовании, надо искать самостоятельно. Имейте ввиду, что берется КБК не того периода, за который вы платите штраф или пени, а КБК того года, в котором вы это оплачиваете. Т.е. при уплате штрафов и пеней в 2015 году надо брать КБК из списка кодов на 2015 год.

Налоговая инспекция может налагать штрафы как по Налоговому кодексу, так и по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Принцип заполнения платежного поручения при этом один, разные только КБК.

КБК по пеням и штрафам согласно Налоговому кодексу

* Пени (статья 75 НК) за несвоевременную уплату и штрафы за неуплату налога (статья 122 НК) — КБК налога, по которому нарушен срок уплаты, но в 14-17 разряде КБК вместо 1000 указывается 2100 (пени) или 3000 (штраф).

Пример:КБК транспортного налога 182 1 06 04011 02 1000 110, пени по этому налогу уплачиваются на КБК 182 1 06 04011 02 2100 110, а штраф на КБК 182 1 06 04011 02 3000 110

Отключить

* Штрафы за непредставление налоговой декларации в установленный срок (статья 119 НК) – КБК указываются по такому же принципу, как и при пенях за несвоевременную уплату налога. Т.е. берется КБК налога, по которому подается декларация и в 14-17 разряде ставится 3000.

Пример: КБК по НДС 182 1 04 01000 01 1000 110, штраф за несвоевременную подачу декларации по НДС уплачивается на КБК 182 1 04 01000 01 3000 110

* Штраф за непредставление справок 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности, а также иных документов и (или) иных сведений (статьи 119.2, 129.1 и пункт 1 статьи 126 НК) – КБК 182 1 16 03010 01 6000 140

* Штраф за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме (статья 119.1 НК) — КБК 182 1 16 03010 01 6000 140

КБК по штрафам согласно КоАП

* Штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП — 182 1 16 03030 01 6000 140

Отключить

* Штрафы за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт -182 1 16 06000 01 6000 140

* Штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций 182 1 16 31000 01 6000 140

Правительство РФ направило в Госдуму законопроект, который меняет порядок начислений пеней при неуплате налогов в установленный законом срок.

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 75 НК РФ» подготовлен Министерством финансов по поручению Президента РФ. Планируется, что в случае принятия законопроекта это будет способствовать улучшению положения налогоплательщиков, снизит нагрузку на бизнес.

Так что в случае вступления нового закона в силу неплательщиков транспортного налога и других налоговых обязательных платежей ждет послабление. Так, планируется ограничить максимально возможный размер пеней за неуплату налогов и сборов суммой основного долга. 

Напомним, что в настоящий момент пени при неуплате в установленный законодательством срок начисляются за каждый день просрочки. Начисление пеней не прекращается даже в том случае, если итоговый их размер превысит основную сумму долга по неуплаченным налогам. 

То есть теоретически, если вы не оплатили небольшую сумму, например по транспортному налогу на автомобиль, размер пеней со временем может превысить сумму неуплаченного налога. 

Законопроект Правительства РФ предполагает, что предельная сумма пеней будет ограничена суммой недоимки, на которую она начисляется. То есть предусмотрено прекращение начисления пеней на недоимку по налогам, сборам, страховым взносам со дня, в котором сумма начисленных пеней составила или превысила размер этой недоимки.

Так что, как видите, поручения президента выполняются действующим Правительством РФ вопреки различным слухам в Сети и домыслам оппозиционных политиков, которые считают, что нынешний состав правительства нужно менять, так как кабинет министров не справляется со своими обязанностями.

Кстати, знаете, зачем Правительство РФ внесло в Госдуму этот законопроект, который либерализирует действующий Налоговый кодекс в отношении всех налогоплательщиков? Это необходимо для того, чтобы налоговые долги граждан и юридических лиц не копились до бесконечности до таких сумм, когда государство их не может взыскать, в результате чего уже не раз президенту приходилось объявлять налоговую амнистию по безнадежной налоговой задолженности.

Напомним, в начале этого года начал действовать закон, который подписал Владимир Путин. Новый закон позволил налоговикам списать задолженность по различным налогом и сборам, которые образовались у граждан, у индивидуальных предпринимателей и у юр. лиц до 1 января 2015 года. В итоге с 1 января 2018 года налоговики начали списывать долги по налогам всем россиянам, которые были должниками по налогам, не уплаченным до 01.01.2015 года.

Так что в случае принятия закона, предусматривающего ограничение размера пеней по просроченным обязательным налоговым платежам, гражданам России стоит подумать о соблюдении закона, обязывающего своевременно оплачивать все налоги, поскольку в будущем не стоит рассчитывать на новые налоговые амнистии. Скорее всего, в будущем Президент РФ больше не намерен объявлять очередное обнуление долгов по налогам. Ведь, согласитесь, эта мера ставит под угрозу вообще смысл уплаты обязательных налогов.

Вы не поверите, но в Сети даже появились целые форумы, где люди обсуждают последнюю налоговую амнистию. Знаете, что настораживает?

На таких форумах люди уже обсуждают следующее списание налогов, которое, возможно, будет в будущем. Именно поэтому многие люди посчитали, что в таком случае и платить обязательные налоги не имеет смысла. Только вот с таким настроем едва ли нас с вами ждет светлое будущее.

Как оформляется бухгалтерский и налоговый учет штрафа

Если говорить с точки зрения налогового законодательства, штраф выступает разновидностью налоговой санкции, то есть мера ответственности, применяемая при совершении нарушения налогового типа. В НК РФ отражены размеры санкций. Эти величины имеют зависимость от того, какие требования НК РФ были нарушены.

Пени рассматривается как сумма денег, которую плательщик оплачивает при проявлении просрочки при оплате налога или сбора.

Размер имеет зависимость от:

  • неоплаченной части налога;
  • срока существования просрочки;
  • величины ставки рефинансирования, разработанной ЦБ РФ.

Если произошло нарушение обязательств договорного типа, то нарушившая сторона обязана оплатить штраф или пени. Когда не оплачивается налог или его часть, сотрудники фискального органа устанавливают обязанность по оплатить недоимку и штрафы, пени.

Для понимания того, как реализуется проводка штрафа по бухгалтерскому учету, следует рассмотреть конкретный пример. Согласно положениям соглашения фирма А обязана поставить фирме Б товары на сумму 50 тысяч рублей. Сроки для выполнения определены серединой июня 2018. Если нарушаются сроки, фирма А несет обязанность оплатить неустойку в размере 3 тысяч. Поставка произведена 20 июня.

Если в соглашении не отражается порядок оформления неустойки, то участник имеет право сформировать претензию и направить ее должнику. К ней прикладывается методика расчета. Положения п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», указывается, что штрафы и пени включены в число прочих расходов.

Тогда проводки выглядят так:

  • у фирмы Б — Дт 76-2 ─ Кт 91-1 ─ 3000 рублей;
  • у фирмы А Дт 91-2 ─ Кт 76-2 ─ 3000 руб.

Для внесения штрафа:

  • фирма Б: Дт 51 ─ Кт 76-2 ─ 3000 руб.
  • фирма А: Дт 76-2 ─ Кт 51 ─ 3000 руб.

Если организация или предприниматель в своей деятельности использует ОСН, является пострадавшей стороной, у нее есть обязанность по отражению полученных штрафов в число внереализационных доходов, если есть решение суда и признании вины второго участника.

Справка! Если договор нарушен компанией, использующей ОСН, то после признания неустойки или вынесения решения судом, можно признать эту сумму при расчете налога на прибыль как части внереализационных расходов.

Если говорить о коде бюджетной классификации, то он имеет следующие данные:

Бюджет, в который происходит оплата штрафа КБК
Федеральный 182 1 01 01011 01 3000 110
Региональный 182 1 01 01012 02 3000 110

Таким образом, есть определенные разновидности нарушений, в результате совершения которых применяется штраф. Данная мера подлежит отражению в учетах налогового и бухгалтерского типа.

Типичные проводки по начислению и уплате штрафов и пени по налогам

Счет Дт Счет Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 99
99-1 68-4 (68-2, 68-1) 19 000,00 Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) Бух. справка
99-2 68-4 (68-2, 68-1) 574,75 Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня Бух. справка
68-4 (68-2, 68-1) 51 19 574,75 Оплата начисленного штрафа и пени по налогу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 91
91 68-4 (68-2, 68-1) 574,75 Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня Бух. справка
99-1 68-4 (68-2, 68-1) 19 000,00 Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) Бух. справка
68-4 (68-2, 68-1) 51 19 574,75 Оплата начисленного штрафа и пени по налогу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 99
99-1 69 8 000,00 Начислен штраф за неуплату страхового взноса                          (40 000,00*20%) Бух. справка
99-2 69 275,00 Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней Бух. справка
69 51 8 275,00 Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 91
91 69 275,00 Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней Бух. справка
99-1 69 8 000,00 Начислен штраф за неуплату страхового взноса                         (40 000,00*20%) Бух. справка
69 51 8 275,00 Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу Плат. поручение
Наложение штрафа, выявленного при проверке
99 76 30 000,00 Начисление административного штрафа за неприменение ККТ при наличных расчетах Протокол
76 51 30 000,00 Оплата административного штрафа Плат. поручение
Доначисление налогов и социальных взносов, уплата налогов и пени
99 68-4 10 000,00 Доначисление налога на прибыль Бух. справка
90 (91) 68-2 25 000,00 Доначисление заниженного НДС Бух. справка
20 (26, 44, 91) 69 30 000,00 Доначисление страхового взноса Бух. справка
91 (20, 26) 68 15 000,00 Доначисление налога на имущество, земельного, транспортного налога Бух. справка
Если НДС не восстановлен
19 68-2 25 000,00 Доначисление заниженного НДС Бух. справка
91 19 25 000,00 Включение восстановленного НДС в состав расходов Бух. справка
Ошибочно принят входной НДС (отчетность не подписана)
68 19 47 000,00 Доначисление НДС Бух. справка
20 (26, 44, 90, 91) 19 47 000,00 Списание входного НДС на затраты Бух. справка
01 (04, 10, 41) 19 47 000,00 Включение входного НДС в стоимость объекта Бух. справка
20 (26, 44) 02 (05) 7 000,00 Доначисление амортизации на сумму входного НДС Амор. ведомость
Ошибочно принят входной НДС (отчетность подписана)
19 68 4 700,00 Доначисление НДС Бух. справка
91 19 4 700,00 Списание входного НДС на затраты Бух. справка
01 (04, 10, 41) 19 4 700,00 Включение входного НДС в стоимость объекта Бух. справка
20 (26, 44) 02 (05) 700,00 Доначисление амортизации за текущий год на сумму входного НДС Амор. ведомость
91 02 (05) 320,00 Доначисление амортизация за прошедший год на сумму входного НДС Амор. ведомость

ШТРАФ по налогам за неуплату

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 28.06.16 № 03-02-08/37483.

Минфин России в письме от 05.12.16 № 03-02-08/71886 напомнил условия, при соблюдении которых данного штрафа можно избежать:

  • налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу;
  • до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 разъяснено: бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного названной статьей. В этом случае с налогоплательщика взыскиваются пени.

Штраф в налоговую ВОЗНИКАЕТ

Если неуплата или неполная уплата суммы налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена инспекцией в ходе проверки, применяется статья 122 НК РФ. К примеру, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.

Штрафа нет, а пени — есть

Если же налогоплательщик не перечислил в бюджет верно исчисленную сумму налога, то в этом случае налоговики предпримут меры для принудительного взыскания задолженности и начислят пени, но штрафа по статье 122 НК РФ быть не должно. Например, если страховые взносы перечислены с опозданием, но при этом сумма правильно исчислена и расчет по взносам своевременно представлен в инспекцию, то .

Административная ответственность

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:

  • презумпция невиновности;
  • за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
  • все сомнения толкуются в пользу лица;
  • необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.

Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.

По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган. Статьей 15.3 КоАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС. Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое лицо, на кого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Кроме того, физические лица несут ответственность за те же действия и на основании ст. 119 НК РФ.

3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контрольных мероприятий налогового характера. Это статья 15.6 КоАП РФ со штрафом для должностных лиц в размере 300-500 рублей. Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КоАП РФ отдельно есть штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей в сумме 100-300 рублей.

Суть правонарушения в полном или частичном отказе предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В налоговом кодексе есть специальная процедура – налогоплательщику вручается требование о предоставлении сведений в срок 10 рабочих суток со дня его получения.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются меры ст. 15.6 КоАП РФ. Административное производство возбуждается даже когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

4. существенные нарушения ведения бухучета. Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении Закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» касаемо оформления первичных учетных и иных документов.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КоАП РФ. Если такие действия исказили отчетность более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КоАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

Вопрос:
Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за предприятием в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КоАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Учет штрафов по налогам в бухучете

При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты. Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны. Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.

Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.

Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах. В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.

Нововведения 2017 года касательно пени на налоги

С начала 2017 года закон, регулирующий налоговые обязательства, распространился на страховые взносы (медицинские, пенсионные, по нетрудоспособности и декретному отпуску). Соответственно, на указанные виды взносов также рассчитываются пени, в случае несвоевременной уплаты.

Пени начисляется одинаково и для физлиц, и для юрлиц, но по разным процентным ставкам

С осени 2017 года по новым правилам пени стали рассчитываться для фирм, компаний и организаций – лиц юридических. Для них изменилась процентная ставка пени.

Процентная ставка пени

Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, пени начисляется по процентной ставке, равной одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка страны. Для юридических лиц процентная ставка иная.

Таблица 1. Процентная ставка для юридических лиц

Период просрочки Формула расчета пени
Фирмы, просрочившие платежи не более, чем на тридцать дней включительно, будут платить пени по ставке в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ (как и физлица).

Формула расчёта пени для юрлиц по общему правилу

Фирмы, просрочившие налоговые выплаты более, чем на тридцать календарных дней, за период тех самых тридцати дней будут платить по стандартной ставке (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), а начиная с тридцать первого дня задолженности – по ставке, равной одной стопятидесятой (1/150), то есть вдвое меньше.

Формула расчёта пени для юрлиц для первых 30 дней просрочки

Формула расчёт пени для юрлиц начиная с 31 дня просрочки

Рассмотрим на примере. Фирма «Белые росы» обязана выплатить ЕНВД в размере десять тысяч рублей за третий квартал года не позднее, чем 25 октября 2017 года. Фактически же деньги попали в казну государства только 30 ноября этого же года. Ставка рефинансирования в этот период равнялась 8,5 процентам. Соответственно, «Белые росы» будут должны заплатить пени в размере 113, 3 рубля. Как получилась эта сумма?

Согласно нововведениям 2017 года, о которых мы упомянули, за первые тридцать дней просрочки формула будет такой: 10 000 рублей задолженность х 8,5% х 1/300 х 30 дней (с 26 октября по 24 ноября). Следующий период считается иначе: 10 000 рублей долга х 8,5% х 1/150 х 5 дней (с 25 по 29 ноября).

Расчёт пеней: формула

Как мы указали выше, пени высчитываются в процентном соотношении от суммы налога, не уплаченной в срок. Классическая формула для расчетов выглядит следующим образом:

Актуальное значение ключевой ставки ЦБ нужно уточнять на период имеющейся задолженности

Далее нужно разобраться с тем, как высчитывать количество дней, в которые платёж был просрочен. Согласно статье №75 налогового кодекса страны, просрочка начинает считаться со дня, следующего за сроком выплаты налогового сбора (даты, когда нужно было заплатить, но этого не произошло) и до дня, предшествующего фактической выплате. То есть, просрочка основных налоговых платежей в любом случае считается со 2 декабря (как мы помним, крайний срок внесения денег – 1 декабря года, идущего за налоговым периодом). К примеру, человеку нужно уплатить налоговый сбор за 2017 год. Он не сделал этого вовремя, а перечислил деньги 16 марта 2018 года. Количество дней просрочки в его случае – тринадцать. Соответственно, если бы платёж был просрочен всего на день, пени бы плательщику не грозили.

Не стоит забывать, что пени начисляется и на авансовые налоговые сборы, не перечисленные вовремя. В данной ситуации количество дней просрочки высчитывается индивидуально, в зависимости от графика внесения авансов. Эта информация актуальна только для юридических лиц.

Ссылка на основную публикацию