Билет 26 вопрос 11

Нерегулируемые пересечения

Перед подъездом к остальным, установлены дорожные знаки, указывающие, какая из трасс имеет первостепенное значение:

  • жёлтый ромб с белой окантовкой – главная дорога,
  • перевёрнутый белый равносторонний треугольник с красной окантовкой – уступи дорогу – второстепенный путь.

Из всех вышеперечисленных вариантов обгон допустим только при движении по основной дороге на неравнозначном нерегулируемом перекрёстке.

К дополнительным ограничениям при обгоне, помимо того, что водитель должен двигаться по , относятся:

  1. Если перед автовладельцем уже кто-то совершает обгон.
  2. Если объезд вызывает аварийную ситуацию.

Водитель обязан включить сигнал о повороте при намерении опередить другое транспортное средство. Это позволит другим участникам движения не допустить ДТП, так как они будут проинформированы о предстоящем манёвре.

При обгоне рекомендуется выбрать участок за пределами населённого пункта, чтобы не нарушить допустимый скоростной режим. Если на трассе сплошная линия то пересекать путь запрещено, только прерывистая разметка даёт такое право.

При движении по главной дороге и приближении к перекрёстку необходимо определить, какое будет направление дорог за ним. Бывают случаи, когда главный путь поворачивает.

В таких ситуация объезжать других участников движения практически невозможно. Резюмируя можно ли обгонять на перекрёстке, отмечается, что объезжать автомобили на пересечении дорог, передвигаясь по главной трассе можно, если:

  • основной путь не меняет траекторию,
  • нет дорожных знаков, запрещающих манёвр,
  • нет сплошной линии между полосами.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке по главной дороге вне населённого пункта разрешён, если это не противоречит иным правилам и не несёт в себе опасности для остальных участников движения, в том числе и пешеходов. Опережать другие машины рекомендуется только с полной уверенностью в ситуации.

Обгонять транспортные средства на равнозначном перекрёстке, то есть где все участники равны между собой – не разрешено ПДД. Это действие потенциально опасно и чаще всего приводит к авариям. Разрешён ли обгон машины на регулируемых перекрёстках? Однозначно нет.

На каких перекрестках разрешен обгон?

В связи с тем, что перекрестки традиционно являются местом, аккумулирующим дорожно-транспортные происшествия, есть только одна возможность законно совершить обгон на пересечении дорог – если водитель движется по главной дороге. Ниже обсудим, как осуществить такой маневр.

Обгон на перекрестке по главной дороге

Все нерегулируемые перекрестки разделаются на равнозначные и неравнозначные. Пересечение дорог будет неравнозначным, если установлен специальный знак «Главная дорога», второстепенную дорогу обычно характеризует знак «Уступи дорогу». Правила дорожного движения разрешают обгон на перекрестке по главной дороге.

Рассмотрим Рисунок 1. Водитель хочет обогнать грузовик. Нарушит ли он ПДД? Нет, маневр будет абсолютно правомерен, так как движутся транспортные средства по главной дороге, что видно по установленному знаку. Встречная полоса свободна, разметка в виде сплошной линии отсутствует, поворотник включен, следовательно, можно выполнять обгон.

Рисунок 1

Правда, есть один неоднозначный нюанс – иногда автолюбители забывают включать указатели поворота. Кажется, такая мелочь, но зачастую она приводит к печальным последствиям в виде ДТП. Легко представить, что водитель автомобиля, который вы обгоняете на перекрестке, может решить повернуть налево, не проинформировав об этом включенным поворотником. Тогда велик шанс столкновения в момент, когда вы будете обгонять по встречке, а другое авто – поворачивать. Бывают иные ситуации – поворотник все-таки включен, но это не останавливает того, кто хочет обогнать. Вина за подобные аварии часто признается обоюдной, так как один автовладелец может не сообщить о своем намерении повернуть, а другой – создать помеху и не убедиться в безопасности маневра при совершении обгона. Конечно, в каждом случае есть свои тонкости, но лучше с ними не сталкиваться. Поэтому стоит быть предельно внимательными и осторожными, если есть необходимость в обгоне на перекрестке.

Многих водителей интересует, почему форма знака, указывающего на приоритетную дорогу, принципиально отличается от всех остальных знаков – круглых, квадратных, треугольных. «Главная дорога» – белый ромб с вписанным в него желтым ромбом. Какова причина такого отличия? Этот знак является одним из самых важных для автомобилистов, так как позволяет им понять, возможен ли обгон на перекрестке или нет, имеют ли они приоритет. А в ненастную погоду дорожные знаки часто бывают заляпаны снегом настолько, что становится непонятно, что изображено на них. Помните – знак, информирующий о главной дороге, можно определить по нестандартной форме.

Обгон на перекрестке по второстепенной дороге

Если вы приближаетесь к неравнозначному перекрестку по второстепенной дороге, то увидите знак «Уступи дорогу» (Рисунок 2). В данном случае красный автомобиль не имеет права обогнать коричневый, так как это не допускается ПДД. Почему? В подобной ситуации нужно уступать дорогу всем транспортным средствам: встречке и тем, кто движется справа и слева. Логично, что обгон становится совсем неуместным маневром.

Рисунок 2

Обгон на равнозначном перекрестке

Что делать, если перекресток нерегулируемый, но и знаков, указывающих на главную или второстепенную дорогу, на нем нет? Знать, что перед вами пересечение равнозначных дорог. Совершать на нем обгон также запрещено, такой перекресток предполагает, что водитель будет пропускать помеху справа. Но при обгоне она просто-напросто будет невидна, поэтому и маневр выполнить нельзя. Обратимся к Рисунку 3.

Если бордовый автомобиль будет пытаться обогнать серый на равнозначном перекрестке, то не увидит, что слева к нему неумолимо приближается другое авто, имеющее приоритет по ПДД.

Рисунок 3

Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках?

Регулируемые перекрестки оснащены светофорами или на них присутствует регулировщик. Некоторым водителям кажется, будто зеленый сигнал светофора – это одно и то же, что и главная дорога. Но нет. И правила дорожного движения категорически запрещают обгон на регулируемых перекрестках. На самом деле запрет логичен, потому что светофор на пересечении дорог появляется не просто так, а из-за интенсивности движения, он призван разграничить потоки машин, упростить жизнь как водителей, так и пешеходов, следовательно, в таком сложном месте обгоны, являющиеся маневрами повышенной опасности, будут лишними.

На Рисунке 4 представлен регулируемый перекресток со светофором, горит зеленый свет, но обгонять серое авто все равно запрещено, так как из-за интенсивности движении чаще всего просто не возникнет момента, когда встречка будет свободна. Но в любом случае ПДД запрещает подобный маневр.

Рисунок 4

Штрафы

В нормах законодательного права (глава № 12) не дозволен въезд на
часть дороги, по которой несется автотранспорт встречного направления
(включая рельсы, уложенные для функционирования трамвайного сообщения). Однако о неизбежности санкций в законодательных нормах не упоминается (кроме части 3 статьи № 12). Поэтому вопрос о том, разрешено ли совершать обгон на перекрестке, решается водительским составом положительно.

Особое внимание следует уделить местам, где это категорически запрещено, например, на сложном повороте. В этом случае нарушитель подвергается наказанию штрафом

На момент написания статьи стоимость пренебрежения правилами оценивалась государством в от 0,5 до 5 тысяч рублей (в зависимости от ситуации).

Учите нормы законодательного права и верно понимайте их суть.

Разрешен ли обгон на перекрестке

Пересечения дорог бывают разными: со светофором и без него, знаками, отличающейся разметкой. Сходящиеся пути иногда имеют неодинаковое значение. Есть и иные нюансы, определяющие запрет либо возможность обогнать идущее впереди ТС.

На регулируемом и нерегулируемом

Светофор делает сложную зону регулируемой. Управлять потоками транспорта может и полицейский с жезлом. Выполнение любого маневра в этой зоне нужно совершать, имея в виду оба обстоятельства.

Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, легко понять, если прочесть подпункт 11.4 ПДД:

Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках…

Исключений здесь нет. На таком пересечении каждый проезжает по своей полосе, без выезда на встречную.

Этот участок может быть и без светофора. Разрешен ли обгон на нерегулируемом перекрестке, определяется его особенностями и ПДД:

  • Если сходятся дороги разного значения, обходить другое ТС с выездом на встречную можно тому, кто едет по главной. При этом должны отсутствовать знаки и разметка, не допускающие маневр. А главная дорога – сохранять прежнюю траекторию.
  • Обгонять, двигаясь по второстепенному направлению, нельзя. Эти автомобили обязаны уступать тем, кто перемещается по главному.
  • Если сходятся равнозначные дороги, маневр запрещен для всех авто. Здесь работает правило правой руки, следовательно, обгонять опасно.

Рекомендуем прочитать о ДТП при обгоне. Из статьи вы узнаете о причинах ДТП при обгоне, примерах разных ситуаций аварий, судебной практике по ДТП при обгоне.

А здесь подробнее о наказании за нарушения правил обгона.

На Т-образном

Разрешен ли обгон на Т-образном перекрестке, определяется не его формой, а типом:

  • если это точка схождения равнозначных дорог, нет светофора, маневр запрещен;
  • при пересечении главной и второстепенной, позволителен для едущих по первой, когда она прямая, нет знаков, не позволяющих обгонять, или сплошной линии;
  • в тех же обстоятельствах маневр выполнять нельзя тем, кто едет не по приоритетному пути;
  • если на нем стоит светофор, работает регулировщик, действие запрещено.

На двухполосном

Разрешен ли обгон на двухполосном перекрестке, определяется тоже пунктами 11 и 13 ПДД. Нельзя обходить попутный транспорт с выездом на встречную полосу, если:

  • нет светофора, дороги равнозначные;
  • авто едет по второстепенному пути;
  • оно движется по главному направлению, но есть знак 3.20 или сплошная разделительная черта;
  • на участке имеется светофор.

Маневр на схождении двухполосных дорог допустим для тех, кто движется по главной, когда нет символа 3.20, а разметка прерывистая.

Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву

Но обойти другое ТС на таком пересечении возможно и без выезда на встречную. Если ради этого авто перестроится на соседнюю попутную полосу, оно выполнит опережение. А такое действие разрешено и при перечисленных выше условиях. То есть объехать более медленный транспорт, переместившись на попутный ряд можно и на регулируемом схождении путей, и на второстепенной, и при изменившей направление главной дороге

Важно, чтобы это не создало аварийную ситуацию.

На равнозначном и неравнозначном

Когда пытаются разобраться, разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке, имеют в виду, что светофора там нет. Действует правило правой руки по пункту 13.11:

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

То есть о маневре речь не идет, он в такой ситуации опасен.

Разрешен ли обгон на неравнозначном перекрестке, зависит от того, по какой дороге движется автомобиль:

  • Если по главной, маневр допустим. Но дорога при этом не должна менять направление, а на пересечении – находиться запрещающий знак или сплошная разметка.
  • Если по второстепенной, осуществлять маневр нельзя. Едущие по ней машины должны уступать проезд тем, кто находится на приоритетном направлении.

Какие перекрестки называются регулируемыми

Перекрестки различат по сложности, способу организации, приоритетности и форме.

Перекрёстки бывают двух типов, а различают их по способу организации передвижения ТС на:

  1. Регулируемые.
  2. Нерегулируемые.

Выделяют различия по форме данных участков:

  • T-образные.
  • Y-образные.
  • X-образные.
  • Четырёхсторонние.
  • Многосторонние (зачастую – кольцевые).

Существует разграничение и по сложности пересечения дорог на:

  1. Простые (при пересечении двух дорог).
  2. Сложные (движение осуществляется по кольцевой, многосторонней дороге, площади, по примыканию и т.п.).

Имеется разделение по приоритету движения водителя на перекрестке:

  • ТС пересекает равнозначные дороги.
  • Пересечение идёт от главное дороги к второстепенной.

Риск аварии растёт, когда водители пытаются совершить обгон, на несколько секунд выехав на встречную полосу для осуществления манёвра. Помните, на перекрёстке отсутствуют разграничительные отметки. Деление полос является условным (исключение – кольцевые перекрёстки), водитель самостоятельно определяет траекторию движения.

Требуется отличать, что именно подразумевают под понятием «регулируемый» перекрёсток. Так говорят о тех перекрёстках, на которых контролируется очерёдность движения посредством одного из двух способов:

  • Благодаря работе светофора.
  • Непосредственно самим регулировщиком (сотрудником ГИБДД).

Причём, если на перекрёстке находятся одновременно и светофор, и регулировщик, водители должны отдавать приоритет сигналам последнего. Следовательно, необходимо разбираться в значении демонстрируемых сотрудником жестов.

Соответственно, остальные перекрёстки, где отсутствует регулировщик и светофор, называются нерегулируемыми. Есть ещё одно заблуждение, что нерегулируемые перекрёстки –те, где отсутствуют дорожные знаки. Это неправда.

Плюс, если светофор, установленный на перекрёстке, прекращает работать, то это место признаётся уже нерегулируемым. Правила передвижения также изменяются. В приоритете для человека за рулём в данной ситуации – дорожные знаки, расположенные вблизи данной зоны.

Чтобы избежать наказания, необходимо хорошо знать правила ДД, следить за изменениями в них

Важно понимать, что обгон – это маневр, сопровождающийся повышенной опасностью, поэтому он четко регламентируется в ПДД. При этом, сюда систематически вносят изменения, о которых должны знать водители

Незнание не освобождает от ответственности, и чтобы не получить штраф или не лишиться права управления автомобилем на срок до года, нужно регулярно пересматривать новые редакции правил.

Безусловно, в спорных ситуациях, когда водитель считает, что наказан за нарушение, которого не совершал, он может оспорить протокол ГИБДД в суде. Но, для этого должны быть веские основания и доказательства, позволяющие подтвердить его правоту. Также необходимо воспользоваться услугами квалифицированного автоюриста. В противной ситуации выиграть дело будет очень сложно, практически невозможно. Заявитель потратит время и деньги на судебный процесс, но желаемого результата так и не достигнет.

Спорные моменты

Запомните 3 описанные спорные ситуации при обгоне!

Есть всего три наиболее спорные ситуации, чаще всего возникающие при обгоне на регулируемых перекрёстках. Вокруг них и строится разбирательство между владельцем авто и сотрудниками ГИБДД.

Первая касается случаев, когда на перекрёстке есть возможность двигаться не в 2, а в 3 ряда. Это происходит, только если дорога обладает соответствующей шириной, благодаря чему может образоваться третий ряд, хотя он и не был предусмотрен предварительно. Либо же движение происходит по дорогам с затёртой разметкой, из-за чего водители перестраиваются в ряд посередине, чтобы осуществить требуемые маневры.

Поскольку в таком случае ТС частично пересекает разделительную полосу (даже если она и стёрлась), такие действия трактуются как обгон. Если прежде в этом месте до светофора располагалась сплошная линия, водителю придётся доказать, что он не знал о первичном типе разделителя на этом участке. Иначе, ему выпишут штраф.

Вторая ситуация касается обгона, осуществляемого при езде по главной дороге, когда водитель для обгона поворачивает налево. Кажется, что это действие остаётся в рамках Правил. Однако в п. 13.10 ПДД указано, что дороги, пересекающиеся на таком перекрёстке, являются равнозначными. Значит, совершать обгон запрещено. Итог для нарушителя тот же – штраф.

Последняя ситуация – когда главная дорога изменяет траекторию с поворотом вправо. В этом случае также работает пункт ПДД, приведённый выше. Перекрёсток является равнозначным, если водитель решился провести данный маневр.

Заметив такую ситуацию, сотрудники ГИБДД чаще всего оформляют проток. Но водитель может оспорить такое нарушение, поскольку в этой зоне явно допущены ошибки или недоработки ПДД.

При наступлении первой ситуации водитель может апеллировать тем, что у него отсутствуют знания об этом участке и о наличие сплошной полосы. Плюс, ссылаться на то, что стёртость разметки не является его проблемой.

Хотя работники ГИБДД в протоколе укажут именно на нарушение с его стороны, водитель может зафиксировать в нём несогласие с таким выводом, аргументируя свою позицию. Затем административным разбирательством займутся судебные инстанции.

Последние две ситуации касаются случая, когда водитель обгоняет после выезда с главной дороги. Однако этот же маневр разрешено проводить на неравнозначных дорогах. В итоге, весомых доказательств собственной правоты не будет ни у одной стороны.

На каких перекрёстках обгон разрешён?

Действующие на 2020 год ПДД, на самом деле, устанавливают всего один такой вариант. Но не подчёркивают, что есть различные виды перекрёстков, где обгонять также можно.

На неравнозначном нерегулируемом по главной

  1. быть нерегулируемым (без светофора и регулировщика – даже временного),
  2. быть неравнозначным – то есть у кого-то главная дорога, а у кого-то второстепенная,
  3. обгонять можно, если вы едете на перекрёстке только по главной дороге.

При этом, в ПДД прямо не говорится ещё о 2 важных сопутствующих условиях, которые запрещают обгон везде:

  1. если вы совершаете манёвр обгона (едете по встречной полосе) в том числе перед и/или после пересечения, то не должно быть сплошной соответственно до и после, а также пешеходного перехода, так как на последнем также такой манёвр запрещён (пункт 11.4 Правил дорожного движения),

Как видим, обгонять на можно, если выполнены все условия: у вас главная дорога на неравнозначном пересечении, не более 3 полос в обоих направлениях, нет сплошной, перекрёсток нерегулируемый.

Схема, где обгон на перекрёстке разрешается

А вот на рисунке ниже обгонять уже нельзя:

Как можно увидеть, здесь несколько условий запрещают совершать манёвр:

  1. пересечение равнозначное, о чём свидетельствуют предупреждающие знаки перекрёстка, также отсутствуют знаки приоритета,
  2. но даже равнозначность не учитывается, так как мы видим светофор – это значит, что он ещё и регулируемый,
  3. здесь есть сплошная линия разметки, через которую мы проезжаем,
  4. есть также пешеходный переход, на котором мы оказываемся с выездом на встречную полосу при завершении обгона.

Если главная поворачивает?

Есть ещё одна тонкость в нашем вопросе – а что, если все вышеперечисленные условия выполняются, однако, главная дорога, по которой мы движемся, поворачивает, а не прямая? Например, вот так:

Формально, казалось бы, ПДД не запрещают совершать обгон на таком неравнозначном перекрёстке, так как все условия соблюдаются. Да, манёвр становится вдвойне опасен, риск ДТП повышается – причём, с вашей виновностью с большой долей вероятности.

Однако, такое запрещено другим пунктом ПДД 2020 года:

  • он же указывает двигаться как можно правее при повороте направо.

Таким образом, если главная дорога на неравнозначном перекрёстке поворачивают – без разницы, направо или налево, то обгонять уже нельзя ни при каких других разрешающих условиях.

Основные определения и правила обгона

Обгон – это маневр, связанный с опережением ТС, движущегося в том же направлении, подразумевающий выезд на линию встречного движения и последующее возвращение на ранее занимаемую полосу. Прежде, чем выполнять такой маневр, нужно сделать следующее:

  • убедиться в том, что свободного места достаточно для безопасного маневрирования;
  • получить уверенность в том, что на встречной полосе нет автомобилей, которые могли бы препятствовать безопасному выполнению обгона;
  • убедиться в том, что автомобили, движущиеся впереди и позади вас, не подают сигналы о начале обгона;
  • посмотреть на разметку и дорожные знаки. Они должны разрешать запланированное действие.
  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Только в этой ситуации можно начинать маневрирование. Если созданы не все условия для безопасного маневра, выполнять его не стоит.

Разрешено ли завершать обгон через сплошную?

Современный автомобильный рынок развивается достаточно стремительно. Постоянно появляются совершенно новые модели, каждая из которых оборудована таким образом, чтобы полностью удовлетворять требования покупателей – опытных водителей и новичков.

Количество покупателей, которые получают возможность приобрести в свое распоряжение персональный автомобиль, увеличивается практически с каждым днем. Народ просто массово начинает пересаживаться на свои личные средства передвижения.

Для каждого отдельного водителя – это не проблема, а вот для всего мира в целом, для городских и загородных улиц такое обилие машин становится проблемой, так как значительно увеличивается количество аварийных ситуаций.

Если принять во внимание последние тенденции, на основании которых водитель за время вождения хотя бы раз попадал в аварию, законодательство постепенно изменяется под стать тому или иному времени, ПДД становятся все более жесткими. Несмотря на это избежать разных нарушений достаточно сложно

Причина возникновения подобных сложных ситуаций заключается в первую очередь в постепенном уменьшении обычного пространства на дороге

Несмотря на это избежать разных нарушений достаточно сложно. Причина возникновения подобных сложных ситуаций заключается в первую очередь в постепенном уменьшении обычного пространства на дороге.

На дорогах присутствует огромное количество автомобилей, в которых сидят водители, где каждый стремится как можно быстрее добраться до пункта назначения.

Сложно найти такого автомобилиста, который не попадал бы в ситуацию, когда приходится очень долгое время находиться за рулем, перемещаясь по трассе с достаточно медленной скоростью.

Причина подобного замедления часто основана на том, что впереди автомобиля идет настоящий караван груженых фур. Понятно, что при появлении удачного момента, большинство автомобилистов стремятся объехать преграду в виде медленно едущего транспортного средства. Очень часто в подобных ситуациях опережение осуществляется с нарушением определенных правил.

Большинство водителей уверены, что подобное нарушение правил трактуется в законе не совсем верно, тогда как актуальные законодательные нормативы упорно твердят о том, что пересечение сплошной линии в процессе завершения обгона, является прямым нарушением ПДД.

За подобные манипуляции может быть назначен штраф за пересечение сплошной линии при завершении обгона в 2020 году. В зависимости от ситуации, водителю может быть назначен денежный штраф, а также временное лишения водительского удостоверения.

Лишиться прав не желает ни один водитель, потому стоит ознакомиться с правилами совершения подобного обгона. Можно узнать, как совершить опережение и одновременно не нарушить действующие правила движения.

Стоит обратить внимание, что номинально манипуляции такого плана одновременно запрещается и разрешается. Оценка ситуации в этом случае будет зависеть от сотрудников ДПС, от уровня их ответственности и добросовестности

Ссылка на основную публикацию