Обязанности пассажиров

Непристегнутый ремень пассажира

Долгое время автолюбители в нашей стране считали позорным пристегиваться, ставя свое здоровье и жизнь под угрозу, забывая, что автомобиль – это источник повышенной опасности. К счастью, сегодня большинство водителей стали исправно пристегиваться, чего не скажешь о пассажирах, для которых и ПДД не указ, и последствия ДТП без ремней безопасности не пугают.

Причем есть такие пассажиры, которые категорически игнорят ремни безопасности. Но они забывают, что за непристегнутый ремень есть ответственность не только для водителей. За непристегнутого пассажира водитель заплатит согласно статье 12.6 КоАП РФ штраф в размере 1 000 рублей. Если будет не пристегнут сам – еще 1 000 рублей. Но также оштрафуют на 500 рублей и пассажира согласно части 1 статьи 12.29 КоАП РФ. Если не пристегнуты все пассажиры, тогда водителя ждет суммирование штрафов за каждого нарушителя ПДД. 

Но это все цветочки, ягодки дальше. Более серьезная ответственность может грозить водителю за непристегнутого пассажира в случае ДТП, в котором, как это обычно и бывает, непристегнутый пассажир может пострадать физически. Вот тут начинается самое нервное и опасное для любого водителя. За пострадавшего пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности, водитель может ответить как административно, так и уголовно. 

Например, если непристегнутый пассажир, которого водитель не обязал пристегнуться, получил легкие телесные повреждения, тому, кто был за рулем, грозит административная ответственность по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ, предусматривающая штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет. 

Если пассажир получит повреждения средней тяжести, водителя, допустившего перевозку непристегнутого пассажира, ждет ответственность по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ (штраф от 10 000-25 000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет). 

И это еще не все. Есть еще более серьезная ответственность, которая может грозить водителю за пострадавшего непристегнутого пассажира. Речь идет об уголовной ответственности в соответствии со статьей 264 УК РФ. 

Так, если непристегнутый пассажир получил тяжкий вред или погиб, водителю может грозить до 5 лет лишения свободы. Если погибших пассажиров несколько – срок может составить до 7 лет. 

Но как же так, скажет наш дорогой читатель? Почему водитель должен отвечать за то, что пассажир не пожелал пристегнуться? И будет ли отвечать водитель за пассажира, если в ДТП не виноват? 

Во-первых, давайте вспомним пункт 2.1.2 ПДД РФ:

Соответственно, если водитель перевозит непристегнутых пассажиров, даже будучи пристегнутым, он все равно нарушает пункт 2.1.2 ПДД РФ и, таким образом, может быть признан виновным в нарушении законодательства. Особенно если автомобиль попал в ДТП, в результате которого непристегнутые пассажиры получили физические повреждения. 

Так, если водители и не желают по каким-то причинам думать о здоровье своих пассажиров, эти вышеуказанные санкции должны ВСЕГДА заставлять водителя заботиться о том, чтобы все пассажиры в машине ОБЯЗАТЕЛЬНО были пристегнуты ремнями безопасности!

Что взять с собой в салон?

Независимо от того, насколько тяжел ваш багаж, в салон с собой можно бесплатно пронести сумочку или портфель (с вложенными в них вещами, разумеется), букет цветов, верхнюю одежду и костюм в портпледе, лекарства и детское питание – в количестве, необходимом для полета (). Вместо сумки или портфеля можно взять рюкзак – только следите, чтобы его вес и габариты были не больше тех, которые установлены авиакомпанией. Кроме того, в салон бесплатно можно взять покупки из дьюти-фри, упакованные в опломбированный пластиковый пакет, – опять же, не превышающие по весу и размерам те лимиты, которые установлены авиакомпанией. Что касается детской переноски, детской коляски, а также роллаторов, ходунков, костылей и трости – взять их в салон получится только в том случае, если они поместятся под креслом или на верхней полке; конкретные размеры лучше предварительно уточнить у авиакомпании (). Но вы можете взять с собой и, собственно, багаж – если он небольшого веса и габарита и может удобно разместиться в салоне (конкретные размеры и вес устанавливаются перевозчиком, но не могут быть менее 5 кг на пассажира, см. ). Именно такой багаж называется ручной кладью ()

В качестве ручной клади рекомендуется перевозить предметы, требующие особых мер предосторожности: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики ()

Кстати, в полете нельзя пользоваться электронными играми, портативными видеокамерами, видеомагнитофонами, переносными телефонами и другой электронной аппаратурой (). Если об этом по громкой связи объявит (а следовательно, распорядится) командир воздушного судна, то за нарушение запрета можно получить административный штраф или даже арест ().

Насколько тяжелым может быть авиабагаж?

Это зависит от билета. Если у Вас «невозвратный» билет, то нужно уточнить у авиакомпании, можно ли – и сколько кг? – провезти бесплатно. Однако будьте готовы к тому, что придется оплатить весь багаж целиком, потому что у авиакомпании нет никакой нормы бесплатного провоза багажа для «невозвратных» билетов ().

Если же Вы летите по билету, который можно сдать, то вправе рассчитывать на бесплатный провоз, минимум, 10 кг багажа (, п. 122 Федеральных авиационных правил «», утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82, далее – ФАП 82).

Если пассажиры путешествуют вместе (например, члены семьи или коллеги), то багаж по их просьбе «суммируется», то есть рассчитывается его общий вес, а не для каждого в отдельности (). Правда, даже в этом случае каждый конкретный чемодан не должен весить более 30 кг: во-первых, такой багаж считается тяжеловесным и оплачивается отдельно, причем без учета «бесплатной» нормы, а во-вторых, его вообще могут не принять, если это заранее не согласовать (, ). Бесплатно сверх нормы бесплатного багажа можно провозить только инвалидные коляски (), а также костыли, трости, ходунки, роллаторы (для пассажиров, которые сами ими пользуются) и детские коляски ().

Хрупкие предметы, документы, деньги и ювелирные украшения сдавать в багаж не рекомендуется (). А вот ножницы (с клинком длиннее 6 см), ртутный термометр, жидкость для снятия лака или туалетную воду в расфасовке более 100 грамм нужно сдавать именно в багаж, – в салон с ними не пустят (, далее – Правила ПППД).

Правила авиакомпаний: насколько их нужно опасаться?

Помимо Воздушного кодекса РФ и ФАП, перевозчики руководствуются своими собственными правилами перевозок. Поэтому пассажиру будет разумнее предварительно ознакомиться с такими правилами (еще до полета): так можно выяснить некоторые полезные вещи, например, куда именно обратиться в случае болезни, и с какими конкретно документами. Кроме того, именно эти правила зачастую запрещают использовать какую-нибудь технику (например, фотоаппараты, радиоприемники, даже электронные игрушки) во время руления, посадки и взлета или даже в течение всего полета (см. также письмо Минтранса России от 20 июля 2016 г. № 01-694-ПГ). Зная такие правила заранее, можно избежать ненужных конфликтов и распланировать досуг юных путешественников, которые могут остаться без привычных гаджетов.

Однако нужно понимать, что любая авиакомпания хочет и на топливе сэкономить, и на аэропортовых сборах (некоторых их них рассчитываются в зависимости от массы обработанного груза), и на прочих издержках (вода, еда и напитки, санитарная обработка туалета и прочие). По этой причине собственные Правила воздушных перевозок зачастую составлены так хитро, что неопытный пассажир просто побоится захватить с собой необходимое ему количество багажа, а во время полета — попросить лишнюю чашку воды. В связи с этим следует помнить: собственные Правила авиакомпаний-перевозчиков не должны ухудшать уровень обслуживания пассажиров и вообще противоречить общим правилам воздушной перевозки (ч. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ, ). Если вы убеждены, что правила конкретной авиакомпании снижают тот уровень обслуживания, который гарантирован , имеет смысл настаивать на своих правах. Если это оказалось вам не под силу, можно составить жалобу в Ространснадзор, который надзорным органом в сфере гражданской авиации. Например, именно Ространснадзор добился, чтобы лоукостер «Победа» откорректировал свои Правила перевозок: они не разрешали бесплатно провозить на борту дамскую сумочку, исполненную в виде рюкзака (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2016 г. по делу № А40-123705/2016).

Ирина Разумова, эксперт компании «Гарант»

Документы по теме:

  • Федеральные авиационные правила «» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82)
  • (утв. приказом Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. № 104)
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»
  • Методические рекомендации «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 9 декабря 2013 г.)

Инструкция по безопасности в полете

Во время полета пассажирам рекомендуется находиться на своих местах, но уже можно отстегнуть ремни безопасности и передвигаться по салону в туалетную комнату.

Если затекают ноги, можно делать небольшую зарядку, что предполагает комплекс простых упражнений, не создающих дискомфорт для сидящих рядом пассажиров.

Техника безопасности при попадании в зону турбулентности

При попадании самолета в зону турбулентности начинается «болтанка» в разные стороны. Пассажиров, путешествующих впервые, такая ситуация доводит до паники, но бояться не стоит. Главное, соблюдать некоторые правила безопасности, предусмотренные для исключения травм при попадании в турбулентную зону.

Техника безопасности:

  1. Пассажирам нужно занять свои места и пристегнуть ремни.
  2. Освободить колени от сумок и прочих предметов.
  3. Ноги задвинуть как можно дальше под впереди стоящее кресло и упереть в пол.
  4. Голову обхватить руками и прижать к коленям.
  5. Не покидать пассажирское кресло, пока не утихнет тряска.

Главное, внимательно слушать все указания бортпроводников и ответственно выполнять их.

Поведение при горизонтальном полете

Во время горизонтального полета пассажиры могут использовать портативные гаджеты и мобильные телефоны. Детей можно развлечь просмотром мультфильмов, взрослые пассажиры часто просматривают фильмы, читают электронные книги или слушают музыку. Главное, использовать для воспроизведения звука наушники, чтобы не нарушать общую атмосферу в салоне. Подробнее об пользовании гаджетов и электронных устройств в самолете можно прочитать тут.

Размер административной ответственности

Высадка или посадка пассажиров в неположенном месте является административным правонарушением. Ответственность за совершение данного проступка определяется на основании норм КоАП РФ.

В зависимости от того, какой категорией транспортного средства управлял водитель, будет зависеть и размер наказания, и применяемая статья, в частности:

  1. Ст. 11.33 КоАП РФ в отношении водителей общественного транспорта.
  2. Ст. 12.19 КоАП РФ в отношении обычных водителей, нарушивших правила остановки и стоянки.

В ряде регионов остановки в неположенных местах являются нормой, сотрудники ГИБДД закрывают глаза на такие действия со стороны водителей. Обычно это явление имеет место быть там, где нет большого потока автомобилей.

В Москве, как правило, водители общественного транспорта не останавливаются, где попало, из-за плотного потока машин и огромного числа предметов видеофиксации нарушений на дорогах.

Штрафы для водителей общественного транспорта

Действующая редакция ст. 11.33 КоАП РФ применяется с 12 ноября 2020 года Статья носит название — «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» и описывает не только те нарушения, что связаны с остановкой в неположенных на дорогах местах.

Посадка или высадка пассажиров водителями общественного транспорта в неположенном месте грозит наложением штрафа в размере 3 тысяч рублей. Оплачивать штраф придётся водителю, а не компании, организующей перевозку пассажиров.

За такие же противоправные действия, совершенные водителем общественного транспорта повторно, ему будет грозить штраф в размере 5 тысяч рублей.

Повторным совершением административного правонарушения является деяние, совершенное в течение 1 года с момента уплаты штрафа за предыдущее аналогичное нарушение.

Кроме того, данная статья Кодекса регламентирует правонарушения относительно неправильной стоянки транспортных средств, эксплуатации их без карты маршрута регулярных перевозок или с нарушением отраженных в ней характеристик.

Штрафы для обычных водителей

Обычным автовладельцам, нарушающим правила высадки и посадки пассажиров, также грозит административная ответственность. Размеры наказания при этом будут зависеть от той нормы, которая непосредственно была ими нарушена.

Ст. 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» предусматривает следующие меры ответственности:

  1. Обычное нарушение правил остановки и стоянки автомобиля влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере 500 рублей.
  2. За остановку или стоянки в месте, отведённом для остановки или стоянки инвалидов, грозит штраф в размере 5 тысяч рублей.
  3. За остановку или стоянку на пешеходном переходе или тротуаре грозит штраф в размере 1 тысячи рублей.
  4. За остановку или стоянку в местах остановки общественного транспорта грозит штраф в размере 1 тысячи рублей.
  5. За остановку или стоянку на проезжей части, которые создали препятствия для движения других участников, грозит штраф в размере 2 тысяч рублей.

Так, за обычное нарушение в виде остановки или стоянки в неположенном месте водителю в Москве или Санкт-Петербурге грозит штраф в размере 2500 рублей. Если сотрудники ГИБДД будут осуществлять задержание транспортного средства, ими должен быть оформлен отдельный административный протокол задержания автомобиля с указанием причин такого действия.

Проще говоря, автомобиль просто эвакуируют с неположенного места и отправят на штрафстоянку, за которую водителю потом придётся платить из собственного кармана. Поэтому лучше несколько раз подумать перед тем, как оставлять автомобиль в неподходящем для этого месте.

Моральная ответственность за безопасность детей в автомобиле

Правила придуманы не просто так. Каждый пункт правил направлен на две важные задачи. Первая — это обеспечение безопасности и порядка при перевозке людей. Вторая — наполнение бюджета государства. Потому лучше пользоваться первым вариантом задач и не наполнять бюджет со своего кармана в виде отчисления штрафов. Это важный момент взаимоотношение полиции и водителей.

Нарушая правила перевозки пассажиров, вы создаете дискомфортные условия поездки, часто портите свой автомобиль, а самое главное — подставляете под опасность чье-то здоровье и даже жизнь. Такие риски недопустимы, потому стоит соблюдать выглядящие вполне естественными требования перевозки. Особенно это касается транспортировки детей, ведь в данном случае правила определяют следующие моменты:

  • транспортировка детей до 12 лет исключительно в специальных удерживающих устройствах;
  • удерживающим устройством не является адаптер ремня безопасности;
  • бустеры также не могут служить полноценным устройством для перевозки ребенка;
  • полную безопасность передвижения ребенок получает только в кресле специальной конструкции.

Детское кресло может показаться многим водителям настоящим испытанием и непотребной покупкой. Хорошая вещь стоит очень дорого, а некачественную покупать не имеет смысла. Потому нашим водителям и предлагают различные бустеры и адаптеры, которые на самом деле не защищают ребенка и не обеспечивают его безопасность в ДТП.

Кресла разработаны так, что даже в серьезной аварии не позволяют ребенку вылететь из него и повредить жизненно важные части тела. Также качественные детские кресла противостоят деформации, защищая голову и брюшную полость малыша при сильных авариях. Если не верите в эффективность кресел, посмотрите фото и почитайте отзывы тех, кто реально испытал их надежность.

Предлагаем посмотреть интервью с сотрудником ГИБДД о противоречиях в правилах перевозки пассажиров, в особенности детей:

Откладывается рейс?

Если рейс задерживается, то об этом факте (и о его причинах, кстати) громко объявляется на весь аэропорт (). Пассажиры в этом случае имеют право (, ) на дополнительные услуги: нахождение в комнате матери и ребенка (если малышу еще не исполнилось семи лет) и организацию хранения багажа. Если рейс нужно ждать больше двух часов, то перевозчик организует каждому пассажиру два телефонных звонка (или два письма по электронной почте) и прохладительные напитки ( и ). Если ожидание затягивается на срок больше четырех часов, пассажирам предложат горячее питание (и далее каждые шесть часов днем и восемь часов ночью, см. ). Ну а если рейс откладывается более чем на восемь часов днем (шесть часов ночью), всех пассажиров разместят в гостиницу (). И все это, во-первых, бесплатно, а во-вторых, независимо от причин задержки рейса: вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам ( и ). Время ожидания рейса нужно отсчитывать со времени отправления рейса, указанного в билете ().

Пассажир открыл дверь и повредил другой автомобиль, велосипедиста или пешехода

Еще одна довольно частая ситуация, связанная с пассажирами, нарушившими ПДД по своей невнимательности, незнанию и т. д. Представьте: вы останавливаете машину, чтобы сделать высадку пассажира, который, открыв дверь, ударяет другой автомобиль, или проезжающего мимо в этот момент велосипедиста, или, еще хуже, проходящего мимо пешехода.

Как вы думаете, кто будет отвечать за подобное происшествие? Пассажир? На самом деле отвечать будет водитель. Как так? Но таков закон, который, как известно, суров. И хорошо, если пассажир открытой дверью повредит только автомобиль, – в таком случае виновным в аварии признают водителя, и, если автомобиль застрахован в рамках ОСАГО, страховая компания будет обязана выплатить ущерб пострадавшей стороне или отремонтировать авто. 

Но что если открытая дверь стала причиной травмы велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста или пешехода? Тут, конечно, тучи над водителем сгустятся и все будет зависеть от тяжести нанесенных пассажиром травм. Но почему водитель должен отвечать за безалаберные действия пассажира? 

Для начала давайте вспомним, что об обязанности пассажиров говорят ПДД. Для этого снова вернемся к пункту 5 ПДД:

Также в ПДД есть пункт 12.7, который запрещает открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения, которыми являются как автомобили, так и велосипедисты, мотоциклисты, мопедисты и, конечно, пешеходы. 

Основываясь на вышеуказанных нормах, закон накладывает на водителей обязанность контроля соблюдения безопасности дорожного движения не только когда автомобиль движется, но и когда стоит на месте. В том числе водитель, прежде чем осуществить высадку пассажира, обязан убедиться в отсутствии помех для этого. И только убедившись, что открытая дверь не будет мешать другим участникам дорожного движения, позволить пассажиру открыть дверь и покинуть салон автомобиля.

Однако когда пассажир открытой дверью повреждает стоящий или проезжающий мимо автомобиль, мотоцикл, мопед или ударяет пешехода, полностью вину несет водитель, управляющий транспортным средством. Почему на водителя наложена такая ответственность? А все дело в том, что транспортное средство – это источник повышенной опасности и любое нарушение ПДД может квалифицироваться как уклонение водителем от обязанности соблюдения безопасности дорожного движения со всеми отсюда вытекающими. 

Вот подробный пример судебного решения, где суд признал водителя виновным в том, что пассажир повредил открытой дверью другую машину. 

А раз водителя могут признать виновным в нарушении безопасности дорожного движения за действия пассажира, открывшего дверь с нарушением ПДД, тому, кто управлял автомобилем, грозит административная ответственность. 

Самое плохое, когда открытая дверь повредила мотоциклиста, водителя мопеда, велосипедиста или пешехода. Тут действия уже попадают под статью 12.24 КоАП РФ (Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Отпор авиаскандалисту

Пьяное буйство на борту – это не только высокий риск административной ответственности и денежных потерь. Иногда дебошир может «выхватить» и по ст. 213 (хулиганство) или даже ст. 211 Уголовного кодекса (угон воздушного судна). И если пьяный разгул принял серьезный оборот, то, в принципе, любой пассажир может безнаказанно скрутить хулигана – даже причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, ненаказуемо (). Но, разумеется, главный человек на борту, особенно в такой ситуации, – это командир экипажа. Командир может применять любые меры, в том числе меры принуждения, к хулигану на борту, а главное, командир может отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ,  и , ).

Существует мнение, что, несмотря на свои широкие полномочия, командир воздушного судна в действительности не может ими воспользоваться: он заперт за пуленепробиваемой дверью внутри кабины самолета и ему якобы не разрешается покидать ее ни при каких обстоятельствах. Однако любой член летного экипажа может отлучаться из кабины, когда это необходимо для исполнения обязанностей, связанных с эксплуатацией самолета, исключая моменты взлета и посадки (), а главное, если угрожающая безопасности обстановка того требует, то командир экипажа может вовсе не соблюдать требования инструкций (). Значит, он может и заняться дебоширом лично, а может приказать пассажирам скрутить и утихомирить нарушителя – и такой приказ пассажиры должны будут выполнять (подп. 2 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ,  и , ) под угрозой административного наказания ().

Перечень обязанностей

Когда человек входит в маршрутное транспортное средство, кроме прав, он должен соблюдать свои обязанности по отношению к транспортной организации.

Обязанности пассажира, использующего общественный транспорт:

  • не терять билет до окончания поездки;
  • находиться в осознанном состоянии и не мешать окружающим пассажирам;
  • сохранять целостность транспортного средства;
  • показать билет или проездной (по просьбе кондуктора, контроллера или водителя ТС);
  • не нарушать общественный порядок;
  • уступать места беременным женщинам, пожилым людям, детям дошкольного возраста;
  • покинуть салон ТС на конечной остановке маршрута;
  • при нахождении забытых или неопознанных вещей сообщить водителю или кондуктору;
  • не мешать работникам ТС (водителю, кондуктору) в осуществлении их обязанностей и работы;
  • не закрывать проход в ТС другим пассажирам;
  • оплатить стоимость проезда или провоза багажа.

При использовании автомобиля общественного назначения не все соблюдают свои обязанности. Связанно это с тем, что ответственность за невыполнение обязанностей будет только с точки зрения морали. Ситуаций, в которых процесс доходил до судебного рассмотрения дела в России – нет. Обязанности несут характер рекомендаций и основываются на моральных ценностях и правах человека и гражданина.

Действия водителя при ДТП

При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими или погибшими водитель, причастный к нему, обязан:

Выставить знак аварийной остановки

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
  2. Вызвать «Скорую медицинскую помощь» или спасателей (с мобильного телефона — по номеру 112). До их прибытия оказать первую помощь пострадавшим.В исключительных случаях допускается отправка пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на попутном или на собственном транспортном средстве. В последнем случае после доставки пострадавшего в больницу участник ДТП обязан вернуться на место происшествия.
  3. Сообщить о случившемся в полицию (с мобильного телефона — по номеру 112). Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.Освобождать проезжую часть можно только по команде сотрудников полиции. Однако если движение других ТС невозможно, то водитель должен зафиксировать в присутствии свидетелей все следы и предметы, имеющие отношение к происшествию и организовать их объезд. После этого можно освободить проезжую часть.
  4. Известить о происшествии свою страховую компанию. После оформления ДТП сотрудниками полиции заполнить совместно с другими участниками происшествия Извещение о ДТП. Впоследствии заполненное извещение подается в страховую компанию вместе с документами, оформленными сотрудниками полиции:
    • копией справки о ДТП;
    • копией протокола об административном правонарушении;
    • копией постановления по делу об административном правонарушении.

Знак 3.27 «Остановка запрещена»: исключения

В соответствии с диспозицией ПДД безусловным исключением из дорожных правил может быть только общественный маршрутный транспорт, осуществляющий посадку, а также высадку пассажиров согласно своему маршруту. В основном подразумевается зона действия указателя «Остановка запрещена» на остановках общественного маршрутного транспорта. В других случаях, прежде чем остановиться, необходимо ориентироваться на сопутствующие таблички, разметку, а также на дополнительные начертания на самом знаке.

Если под ним размещены таблицы 8.4.1–8.4.8, т. е. изображения легкового автомобиля, грузового, авто с прицепом, гужевого транспорта, мотоцикла, автобуса и пр., то это значит, что запрет остановки распространяется только на изображенные транспортные средства. Прочим же останавливаться разрешено. Потому, сличив свое автотранспортное средство с изображением на табличке под указателем и не найдя сходства, вы можете, вздохнув с облегчением, спокойно останавливаться для высадки пассажиров либо стоянки.

Кроме того, этот дорожный знак нередко сопровождается таблицей 8.18. Это значит, что исключением в зоне действия указателя являются инвалиды на ТС с опознавательным знаком «Инвалид». Обычно такими мотоколясками и автомобилями управляют владельцы с инвалидностью 1–2 групп или лица, осуществляющие перевозку таковых.

В зоне действия дорожного знака вы можете (и даже обязаны) остановиться по сигналу регулировщика, так как в соответствии с пунктом 6.11 ПДД водитель обязан выполнить требования регулировщика, даже если они, к примеру, противоречат условиям дорожных указателей и разметки.

Еще один законный способ стоянки и остановки под знаком «Остановка запрещена» — в случае неисправности автотранспортного средства. Но при этом вы обязаны будете согласно пункту 7.2. ПДД включить сигналы аварийной сигнализации (кроме случаев её отсутствия или поломки) и установить знак аварийной остановки.

Посадка и торможение

Посадка воздушного судна — один из опасных этапов полета. Во время него вероятность получения травмы довольно высока. Чтобы избежать этого, нужно четко следовать указаниям бортпроводников:

  • при снижении высоты необходимо находиться на своем пассажирском кресле;
  • пристегнуть ремень безопасности;
  • в случае возникновения форс-мажорной ситуации обхватить голову руками и прижать ее к коленям.

Это стандартные правила безопасности. Вставать с кресла нельзя, пока об этом не сообщит бортпроводник. После посадки воздушного судна пилот продолжает рулить. Он может резко затормозить. Именно поэтому не рекомендуется отстегивать ремни безопасности до полной остановки авиалайнера.

Существует ли наказание для пешеходов и пассажиров

Неисполнение обеими категориями участников движения возложенных правилами обязанностей означает нарушение закона. В отношении пешехода и пассажира могут применить часть 1 статьи 12.29 КоАП:

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Если из-за проступка возникли препятствия движению ТС, работает часть 1 статьи 12.30 Кодекса:

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

При нанесении в результате пренебрежения обязанностями пешеходом либо пассажиром легкого или среднего ущерба здоровью другим людям применяют часть 2 той же статьи. Штраф по ней составит 1000-1500 р. Но потерпевший сможет подать и гражданский иск, требуя возмещения за полученный вред. А если другие люди пострадали тяжко, погибли, применяется и уголовная ответственность.

Обязанности пешеходов и пассажиров менее обременительны, чем водительские. Их выполнение бережет интересы прежде всего первых двух категорий участвующих в движении. И это в конечном счете работает на общую безопасность.

Это что за остановка – Бологое иль Поповка?

Обратите внимание: те же самые гарантии комфорта пассажиры имеют и в том случае, если самолет приземлился не в том пункте назначения, где изначально планировалось – то есть в случае изменения маршрута (). При этом не имеет значения, по какой именно причине был изменен маршрут (например, из-за плохой погоды или пьяного дебоша на борту): авиаперевозчик имеет безусловное право менять маршрут, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией ()

И так же, как и при задержке рейса, все предусмотренные услуги (звонки, питание, гостиница) оказываются пассажирам бесплатно ().

А вот как быть, если самолет приземлился не в том пункте назначения, который указан в билете, и не собирается лететь дальше? Справедливости ради отметим, что такое случается все-таки исключительно редко. В этом случае мы имеем дело с неисполнением перевозчиком договора перевозки. Дело в том, что по договору перевозки, который заключается авиакомпанией и пассажиром и удостоверяется билетом (, п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), перевозчик обязуется перевезти пассажира в указанный пункт назначения (). Пункт назначения является существенным условием договора перевозки (п. 1 ст. 432 ГК РФ). И он не может быть в одностороннем порядке изменен или пересмотрен перевозчиком (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Поэтому в данном случае вы вправе требовать от авиакомпании, чтобы она довезла вас до конечной точки маршрута согласно приобретенному билету: закон на вашей стороне (см, например, решение Первомайского райсуда г. Мурманска от 20 ноября 2012 г. по делу № 2-4500/12). Более сложными представляются случаи, когда авиаперелет в указанное место состоялся, да предполагаемый аэропорт – не тот (особенно актуально для крупных городов, например Москвы). Тем не менее, даже в этом случае суд может встать на сторону потребителя и признать, что авиакомпания, изменив аэропорт прилета, не исполнила договор перевозки (решение Железнодорожного райсуда г. Улан-Удэ от 11 июля 2013 г. по делу № 2-2263/2013).

Зона действия знака «Остановка запрещена»

Не всегда место установки этого указателя бывает началом его действия. Иногда он указывает на окончание действия знака. Все дело во вспомогательных табличках.

Так, таблица 8.2.3. (стрелочка вниз) совместно с дорожным указателем 3.27 означает конец его действия, и вы имеете право высадить пассажира и поставить транспортное средство на стоянку, если не возбраняется другими пунктами ПДД.

Таблица 8.2.4. (стрелочки вверх-вниз) совместно с дорожным указателем 3.27 оповещает, что подобный указатель был установлен ранее по пути следования и его действие продлевается. И до, и после него вы можете высадить только самых дорогих ваших пассажиров (в смысле — дорого вам это обойдется).

Таблица 8.2.2 (цифра со стрелочкой вверх) совместно с дорожным указателем 3.27 указывает расстояние, на котором действует указатель, начиная с места его установки.

Если таких вспомогательных табличек нет, то действие этого дорожного указателя распространяется до:

  • ближайшего к нему перекрестка (даже тогда, когда дорога примыкает со стороны, на которой знак запрета не установлен);
  • до указателя 3.31 «Конец всех ограничений»;
  • до окончания желтой разметки дороги (если такая нарисована после знака сплошной полосой вдоль обочины).

Стоит заметить, что действие знака «Остановка запрещена» распространяется только на ту сторону дороги, с которой он установлен. Поэтому, например, если по правой стороне дороги остановка автотранспортного средства запрещена, то высадку пассажира можно осуществить слева и, естественно, наоборот.

Ссылка на основную публикацию