Fonstola

Понятие безопасной дистанции в ПДД

В ПДД несоблюдение дистанции приравнивается к довольно незначительному нарушению, причем оно указывается в п. 9.10 и п. 10.1.

Но при этом все равно нарушителю придется уплатить определенную денежную сумму в виде штрафа.

К чему приводит банальное несоблюдение дистанции и скоростного режима, смотрите в этом видео:

Важно! Безопасная дистанция представлена определенным расстоянием, оставляемым между двумя движущимися автомобилями в одном направлении и по одной полосе. Соблюдение такой дистанции позволяет предотвратить возможное столкновение, если впереди движущаяся машина резко затормозит

Отсутствуют точные цифры, которыми можно было бы описать такую дистанцию, поэтому она определяется самостоятельно каждым водителем

Соблюдение такой дистанции позволяет предотвратить возможное столкновение, если впереди движущаяся машина резко затормозит. Отсутствуют точные цифры, которыми можно было бы описать такую дистанцию, поэтому она определяется самостоятельно каждым водителем.

Для этого учитываются некоторые параметры:

  • тип и марка автомобиля;
  • мощность транспортного средства;
  • скорость, с которой тормозит машина;
  • имеющиеся погодные условия;
  • скорость, с которой двигается автомобиль;
  • качество установленной на машину резины.

Важно! Стандартно при хорошей погоде автомобилю средней мощности потребуется примерно 3 метра для экстренного торможения

Рекомендованные дистанции.

Какие рекомендуемые дистанции должны соблюдаться при разной погоде

Чтобы иметь возможность заблаговременно затормозить, непременно должна соблюдаться оптимальная дистанция, которая зависит в первую очередь от погодных условий.

Поэтому водителями учитываются определенные особенности:

  • при наличии гололедицы на дороге расстояние межу машинами должно быть примерно 4 м;
  • увеличивается расстояние для грузовиков, которым требуется намного больше времени по сравнению с легковыми авто для торможения;
  • при сниженной видимости обязательно увеличивается расстояние, поэтому оно составляет так же примерно от 4 до 5 м.

На некоторых участках дороги устанавливаются специальные знаки, обладающие номером 3.16, на которых указывается оптимальная дистанция между машинами, поэтому во время движения рекомендуется придерживаться данного значения, чтобы двигаться по правилам и не попасть в аварию.

Обычно устанавливаются данные знаки на сложной дороге, где имеются многочисленные изгибы.

Как обжаловать штраф?

Обжалование штрафа за несоблюдение дистанции в 2020 году выполняется в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ. Обращаться необходимо к начальнику ГИБДД или в районный суд по месту рассмотрения дела. Инициировать процедуру можно в течение 10 суток. Соответствующие правила закреплены в статье 30.3 КоАП РФ. Период начинает исчисляться с момента получения постановления.

На практике гражданин может пропустить срок из уважительных причин. Период можно восстановить, подготовив ходатайство и направив его в адрес лица, которое будет рассматривать жалобу. При этом перечень оснований, которые признаются уважительными, в законодательстве не отражен. Соответствующее решение будет принимать уполномоченное лицо. Непосредственно процесс обжалования штрафа ГИБДД за несоблюдение дистанции выполняется по следующей схеме:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Гражданин знакомится с особенностями сложившейся ситуации и находит причину, из-за которой можно обжаловать штраф.
Человек собирает доказательства. Подтвердить неправомерность действий сотрудников ГИБДД могут свидетельские показания, результаты фотосъёмки, запись с видеорегистратора и документы.
Человек оформляет жалобу. При этом в законодательстве точная форма документа не приводится

Важно лишь соблюдать правила делопроизводства и указать важную информацию. Если Вы затрудняетесь самостоятельно подготовить документ, используйте готовый образец.
Все бумаги и доказательства передаются в уполномоченный орган

Им может быть ГИБДД или суд.
Представитель уполномоченного органа рассматривает документацию. Период зависит от выбранной инстанции. Так, если гражданин обратился в ГИБДД, ответ обязаны дать в течение 10 суток. Если инициировано судебное разбирательство, период растянется до 2 месяцев.
Гражданин получает итоговое решение. Если вердикт лицо не устроил, оно может начать процедуру обжалования штрафа за несоблюдение дистанции при ДТП, подготовив апелляцию.

Скачать образец жалобы на штраф за несоблюдение дистанции при ДТП можно здесь.

Как определить виновного в ДТП при несоблюдении дистанции?

Потребность держаться на безопасном расстоянии от других автомобилей зафиксирована в пункте 9.9 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан выбрать такую дистанцию от впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы ему избежать столкновения. Правило распространяется и на боковые интервалы. Доказать возникновение нарушения проблематично. Дело в том, что инспектор не может измерить расстояние между движущимися автомобилями.

Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду. В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия

Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения. В 2020 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ

Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки.

В действующем законодательстве отсутствует указание дистанции, которую обязан соблюдать водитель. Фактически она признается условной величиной. Аналогичные правила действуют в отношении бокового интервала. В пункте 9.10 говорится, что необходимо соблюдать дистанцию, обеспечивающую безопасное движение по дороге и препятствующую возникновению ДТП. Поэтому наказать гражданина за нарушение правила проблематично. Обычно штраф за несоблюдение дистанции в 2020 году вменяют, если уже произошло столкновение.

Виновного в ДТП при несоблюдении дистанции определяет группа разбора. Ее формируют в ГИБДД из сотрудников организации. Группа разбора руководствуется положениями ПДД РФ, КоАП РФ и Административным регламентом (утвержден приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года). Виновника в ДТП при несоблюдении дистанции в 2020 году определяют с учетом следующих параметров:

  • погодные условия, в которых произошло ДТП;
  • длина тормозного пути;
  • состояние автомобиля;
  • присутствие знаков и разметки;
  • полученные повреждения.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2019 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2019 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2019 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Причины нарушения дистанции для оформления наказания

Держаться на безопасном расстоянии от других машин автомобилистам предписывает пункт 9.10 ПДД:

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Но оштрафовать именно за это нарушение не так просто. Ведь измерить на ходу расстояние между автомобилями не удастся. Особенно при интенсивном движении.

Несоблюдение дистанции может означать неоправданно быструю езду, то есть нарушение еще и пункта 10.1 ПДД:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

В этом случае обнаружить и доказать пренебрежение законом проще.

Но чаще штрафуют за несоблюдение дистанции, если из-за этого произошла авария. ДТП расследуется, устанавливаются его причины. Если выяснится, что один из автомобилей двигался недопустимо близко к другому, его водителя могут назвать виновным. А штраф он заплатит в любом случае, даже если признан потерпевшим.

Для наказания за несоблюдение дистанции при ДТП должно присутствовать еще одно условие: все участники происшествия в тот момент находились в движении. Если произошел наезд на стоящий автомобиль, применяется другая статья закона.

Накажут за игнорирование интервала, если водитель не учел:

  • особенности своего транспорта, способные повлиять на быстроту торможения в экстренной ситуации (мощность, габариты, качество резины, массу и др.);
  • дорожные и погодные условия, которые требуют увеличить безопасное расстояние между ТС (плохую видимость, гололед, снегопад);
  • интенсивность движения;
  • наличие или отсутствие груза.

Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву

Эти факторы влияют на длину тормозного пути, то есть могут стать решающими в опасной ситуации. Тяжелый грузовик останавливается медленнее легкового автомобиля. Поэтому величина безопасной дистанции для них разная. И при схожих обстоятельствах ДТП за одно и то же расстояние между участниками водителя грузовика могут оштрафовать, а автомобилиста на «легковушке» счесть законопослушным.

Безопасная дистанция между машинами по ПДД в метрах

Дистанцию, как и скорость, задаёт сам водитель. В первую очередь он должен
руководствоваться своим опытом вождения, особенностями модели авто и погодными
условиями. ПДД включают пункты, согласно которым, дальность между автомобилями
варьируется с учётом реальной дорожной обстановки. Принято различать минимально
допустимый интервал, разрешённый промежуток на трассе и в городе, а также другие
типы дистанций.

Минимальная

Самая оптимальная дистанция
между машинами согласно ПДД — три метра. Но это только в идеальных
условиях. Если идёт дождь, промежуток между транспортными средствами нужно
увеличить как минимум в 4 раза, на снегу — в 3 раза.

Подробнее о качестве дороги и состоянии погоды:

  • сухой асфальт, без осадков — 3
    м (2 сек);
  • некачественное, мокрое или
    глинистое покрытие — 4 метра (3-4 сек);
  • осадки в виде снега или дождя,
    гололёд — 6 метров (5 сек).

В городе

В условиях города темп движения гораздо выше, чем на трассах. Здесь
чередуются разгоны, постоянная скорость, торможение. Поэтому безопасную
дистанцию выдерживать очень сложно. Даже опытные автомобилисты, просидевшие за
баранкой не меньше 7-8 лет, трудно привыкают к такому режиму.

Рекомендованная средняя дистанция в городе составляет 3 метра. Новичкам
советуют выдерживать не меньше пяти метров. Им вообще тяжело, они стараются не
приближаться к переднему авто ближе, чем на 5-10 метров, но тем самым создают
проблемы. В образовавшийся просвет заезжает опытный водитель, расстояние между
машинами резко сокращается. Всё это надо учитывать, действовать согласно
конкретной ситуации, не забывая про закон.

На загородной
трассе

Всё обусловливается качеством асфальта.

Вот какие пункты, касающиеся расстояния между автомобилями на трассе,
прописаны в ПДД:

  • если нет особых препятствий на
    трассе, загрязнённых или заблокированных из-за ремонта участков пути, до
    передней машины надо выдерживать не менее трёх метров;
  • при наличии ям, опавших ветвей
    деревьев, других небольших препятствий, или если машина ездит ночью,
    расстояние нужно увеличить до четырёх метров;
  • если дорога обмёрзла, покрыта
    порошей, то в дневное время — шесть метров, в ночное — 7 метров;
  • на гололёде, покрытиях с тонкой
    плёнкой воды, во время снегопадов с частичным подтаиванием — семь метров.

В пробке

В заторах дистанция между
автомобилями по ПДД должна составлять половину длины автомобиля,
что аналогично 2 метрам. Этого промежутка вполне хватит, чтобы успеть поменять
полосу и не создать аварийную ситуацию. Нужно учитывать всё, например, если
передняя машина неожиданно заглохнет.

При остановке

Останавливая машину, надо также соблюдать дистанцию, согласно погодным
условиям и качеству дороги. На обледенелой дороге и снегу нужно выдерживать
промежуток, равный 4 секундам.

Автомобиль останавливается часто под светофором, и здесь важно соблюдать
правильную дальность, чтобы исключить возникновение аварии. Не рекомендуется
приближаться к переднему автомобилю меньше, чем на 2-3 метра

На парковке

В ПДД этот пункт чётко не прописан. Дело в том, что длина до припаркованной
машины здесь зависит от конкретных условий. Паркуясь, следует рассчитать
впереди столько места, чтобы суметь выехать на случай остановки другой машины сзади.

Для грузовика

Контролировать ситуацию перед легковым автомобилем водителю грузовика
крайне важно! На трассах рекомендуется выдерживать наиболее безопасный
промежуток, равный 40-80 метрам. Этого будет достаточно, чтобы остановить
машину без риска столкновения

До
крупногабаритного автомобиля

Крупный транспорт, осуществляющий грузоперевозки, или большой автобус
закрывают обзор водителям, передвигающимся сзади. И чем они массивнее, тем
больше должно быть расстояние до них

На трассах многие стараются обгонять
грузовики, но важно при этом выдерживать 10-метровый промежуток

Боковой интервал

Данный промежуток не менее важен для дорожной безопасности. Боковой интервал по ПДД — это расстояние
сбоку между машинами. Во время обгонов, на широких трассах с несколькими
полосами, автомобили оказываются на одинаковой горизонтальной плоскости.
Примечательно, что наибольшее число аварий происходит из-за неправильно
выдержанного бокового промежутка. В правилах указано, что это расстояние должно
быть рассчитано с учётом:

  • техсостояния и исправности
    машины;
  • темпа передвижения;
  • прочих воздействующих факторов,
    включая даже самочувствие водителя.

Как доказать невиновность

Чтобы избежать обвинения в игнорировании безопасной дистанции, автомобилистам после аварии часто приходится обращаться в суд. Но фиксировать обстоятельства, свидетельствующие в его пользу, нужно еще на стадии оформления:

  • сфотографировать, измерить собственный тормозной путь и оппонента;
  • снять на камеру место ДТП, особенно предметы, которые могли способствовать созданию аварийной ситуации;
  • доказать с помощью схемы аварии, что опасное сокращение расстояния между машинами было вынужденным из-за неверных действий других участников движения.

Последнее обстоятельство реально присутствует на загруженных транспортом дорогах. Часто автомобиль вынужденно шарахается в сторону, близко прижимаясь к другому, из-за спешащего проехать раньше всех мотоциклиста. В этих случаях стоит поискать очевидцев. Ведь многие автомобилисты настроены против таких провокаторов ДТП и обязательно дадут показания.

Рекомендуем прочитать о ДТП при перестроении. Из статьи вы узнаете о правилах перестроения на дороге, спорных ситуациях при ДТП при перестроении, штрафе за аварию.

А здесь подробнее о причинах возникновения ДТП.

Как определить виновника ДТП

Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.

Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=54Y1zFq0q5E

Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто

При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил

Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.

Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника.

ДТП при несоблюдении дистанции и бокового интервала, в каких случаях выписывается штраф

Неисполнение предписания ПДД распространенный случай на российских дорогах.

Обусловлено это тем, что значительная часть водителей, искренне заблуждается в том, что они контролируют ситуацию во время езды, либо чересчур самонадеянны за рулем, а иногда просто не желают соблюдать правовые нормы ПДД.

Все эти действия практически в 100% случаев приводят к плачевным результатам – ДТП.

Рассматриваемый вид столкновения может произойти только в ходе движения. Управляющий машиной гражданин либо не соблюдает безопасную дистанцию (п. 9.10) либо едет со скоростью превышающей допустимую на этом участке магистрали (п.10.1).

Условия для наложения административного взыскания возникают на основании несоблюдения этих двух пунктов. Выписать штраф можно только после свершившейся аварии, во время движения машины это невозможно зафиксировать.

Выделим основные причины столкновения:

  1. Впереди идущий транспорт резко и неожиданно тормозит.
  2. Запоздалая реакция на резко возникшую ситуацию.
  3. Происходит авария.

Чтобы наложить административное взыскание, необходимо рассмотреть каждый из этих случаев в отдельности. Изучить все субъективные и объективные факторы, ставшие причиной произошедшего. Ведь не всегда в столкновении виноват только едущий сзади транспорт.

Экстренное торможение

Тормозить на дороге разрешено лишь для предотвращения столкновения (п. 10.5). Поэтому если машина резко затормозила, то движущийся сзади водитель обязан оперативно среагировать.

Необходимо учитывать, что даже при резком торможении ТС мгновенно не остановиться, оно прокатится несколько метров по асфальту. Поэтому дистанция сзади едущей машины не мгновенно сократится до нуля. Если же промежуток между автомобилями составляет пять и более метров, то шансы возникновения ДТП минимальны.

В случае, если подобное происшествие произошло и один из участников движения ударил второго из-за резкого торможения первого, то штраф будет наложен на того, кто въехал сзади. При полном соблюдении всех предписаний Правил, подобного развития событий не произошло бы.

Не успел среагировать

Это весьма распространенный случай, происходящий и с опытными, и с начинающими водителями на трассе.

Приведем пример. С второстепенной дороги на главную магистраль въезжает легковая машина, и вклинивается в движущийся ряд транспортных средств, притормаживает, замедляя движение всей колонны. В него после этого действия врезается другой участник движения.

Виновным будет признан владелец второго автомобиля, так он не вычислил безопасную дистанцию. Он должен был проанализировать в соответствии с п. 10.1 ПДД появление в потоке нового субъекта и снизить скорость движения, тем самым увеличив безопасный интервал.

Еще периодически возникают проблемы с реакцией человека, когда он перестраивается в соседний ряд, где скорость может быть выше и следовавшая по соседней полосе автомашина бьет в бок, так как управляющий ею водитель вовремя не среагировал.

При осуществлении перестроения целесообразно учесть безопасный интервал и скорость движения. При наличии видеорегистратора и свидетелей доказать вину водителя, осуществившего маневр не составит труда.

Аварийная ситуация

Нередко на дороге происходят столкновения по рассматриваемой причине.

Если впереди двигавшийся транспорт врезается в препятствие или иное авто, то соответственно он резко останавливается и создает препятствие. Сзади едущая автомашина не всегда успевает, затормозит и врезается в участников ДТП.

Почему это происходит даже при соблюдении безопасного расстояния? Резко ставшее впереди транспортное средство уже не двигается и соответственно тормозящий сзади автомобиль, даже находясь на расстоянии 15-20 метров, не сможет мгновенно остановиться даже с учетом скорости движения 60 км/ч.

В связи с этим и происходит еще одна авария. Вина здесь второго водителя весьма спорна и чаще всего, он соблюдал все требования ПДД, поэтому вероятней всего к ответственности привлечен не будет.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции

Выше речь шла о том, что чаще всего виновником ДТП является водитель автомобиля, расположенного сзади. При этом он нарушает требования пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Однако существует единственный случай, при котором виновником является водитель автомобиля, находящегося впереди. Речь идет о резком торможении без необходимости. Пункт 10.5 ПДД:

Таким образом, если водитель оранжевого автомобиля сможет доказать, что белая машина тормозила просто так (не для предотвращения ДТП), то виновником будет признан водитель автомобиля, находящегося впереди.

Например, в качестве доказательств может выступать запись видеорегистратора или камеры наружного наблюдения, на которой видно, что перед белым автомобилем не было транспортных средств, пешеходов или препятствий.

Во всех остальных случаях виновником является водитель автомобиля сзади.

Комментарии по пункту 9.10

Водитель обязан соблюдать:

дистанцию до движущегося впереди ТС, позволяющую избежать столкновения;
необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Правила не указывают точную величину безопасной дистанции, так как она зависит от:

технического состояния автомобиля;
состояния дорожного покрытия;
погодных условий;
прочих факторов.
При движении в плотном транспортном потоке необходимо прогнозировать возможное экстренное торможение движущегося впереди транспорта и обращать внимание на ТС, движущееся сзади. Несоблюдение дистанции является наиболее распространенной причиной столкновения транспортных средств, движущихся в попутном направлении

Дистанция измеряется расстоянием между следующими друг за другом транспортными средствами, и она должна быть тем больше, чем выше скорость движения. При однородном транспортном потоке, движущемся с постоянной скоростью, и при одинаковых характеристиках тормозных систем, минимально безопасной дистанцией теоретически может быть расстояние, которое пройдет автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Если принять это время равным 2 с, то при скорости 60 км/ч безопасная дистанция составит 33 м. В темное время суток, в туман, гололед и дождь безопасное расстояние рекомендуется увеличивать

Несоблюдение дистанции является наиболее распространенной причиной столкновения транспортных средств, движущихся в попутном направлении. Дистанция измеряется расстоянием между следующими друг за другом транспортными средствами, и она должна быть тем больше, чем выше скорость движения. При однородном транспортном потоке, движущемся с постоянной скоростью, и при одинаковых характеристиках тормозных систем, минимально безопасной дистанцией теоретически может быть расстояние, которое пройдет автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Если принять это время равным 2 с, то при скорости 60 км/ч безопасная дистанция составит 33 м. В темное время суток, в туман, гололед и дождь безопасное расстояние рекомендуется увеличивать.

На практике же, говорить о конкретной дистанции без учета давления в шинах, скорости и направления ветра, степени износа тормозных колодок, а также многих других факторов нельзя. Надо стремиться к развитию в себе ощущения расстояния не в метрах, а в количестве необходимого пространства для каждого конкретного случая. Хороший водитель умеет еще ощущать скорость и время, и опять же не в километрах в час и не в секундах-минутах, а в их количестве как таковом.

В начале самостоятельных поездок водитель-новичок должен периодически задавать себе вопрос: «А смогу ли я вовремя остановиться в случае резкого торможения той машины, за которой я сейчас еду?» В то же время, не стоит провоцировать других водителей на лишнее для них перестроение у себя перед носом из-за неоправданно большой дистанции. Иными словами, для каждого конкретного случая дистанция должна быть адекватной!

Что же касается безопасного бокового интервала, то он нужен для того, чтобы не царапать машины, движущиеся параллельно в попутном и во встречном направлении.

Наказания и штрафы по пункту 9.10

Не обеспечивая безопасный боковой интервал, водители рискуют быть оштрафованными на 500 рублей по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ.

Задача по пункту 9.10

Можно ли так двигаться мотоциклистам?

1 – да
2 – да, при соблюдении безопасного интервала
3 – нет

Решение :: Правила не запрещают движение мотоциклистов в два ряда при условии, что будет обеспечен необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения (пункт 9.10 Правил).

Ответ: 2

Понятие безопасной дистанции и бокового интервала

Два этих термина очень важны при вождении автомобиля по автомагистрали либо в черте города. Они отражены в ПДД и за их игнорирование, предусмотрена административная ответственность.

Человек, находящийся за рулем, обязан соблюдать безопасную дистанцию, которая бы дала возможность ему избежать столкновения – п. 9.10 правил дорожного движения.

Научная литература еще трактует это понятие как определенное расстояние до ближайшего автомобиля, позволяющее экстренно остановить транспортное средство, не создавая угрозу столкновения.

Пункт 9.10 ПДД также предписывает придерживаться определенной дистанции с автотранспортом, двигающимся рядом, т. е. так называемый, боковой интервал. Дословно – это расстояние до рядом едущей машины, которое позволяет беспрепятственно совершать на трассе любые маневры, не повышая риск возникновение аварий.

Таким образом, в случае перестроения или обгона, сбоку должен быть безопасный зазор для манипуляций по снижению угрозы столкновения.

Рекомендуется обратить внимание на еще один фактор – скорость. В соответствии с п.10.1 ПДД управлять автомобилем его владелец, должен в скоростном режиме, с учетом установленных Правилами ограничений

При управлении автомобилем учитывается:

  • плотность потока автомобилей и динамика их передвижения;
  • состояние асфальтового или грунтового покрытия;
  • видимость и погодные условия;
  • масса перевозимого груза.

Проанализировав все эти факторы, водитель обязан обеспечить полный контроль над складывающейся ситуацией на дороге, выполнить указания, предписанные ПДД, и не допустить возникновения аварии.

Можно сделать вывод, что ехать по магистрали нужно в таком режиме, чтобы была возможность экстренно затормозить, либо без проблем сделать маневр, уйдя от предполагаемого столкновения.

Поэтому когда один водитель въехал в машину сзади – это происходит из-за несоблюдения скоростного режима либо дистанции.

Минимальные величины необходимой дистанции

Как было указано выше, расстояние между машинами на автомагистрали должно быть безопасным, чтобы управляющий транспортом человек мог постоянно контролировать ситуацию.

Для вычисления этой величины, следует учитывать ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на нее.

Чтобы оперативно остановить машину либо осуществить маневр, не причинив вреда иным участникам движения, необходимо принять во внимание следующее:

  • состояние дорожного покрытия;
  • профессиональный уровень подготовки человека, находящегося за рулем;
  • видимость обзора;
  • скорость реакции;
  • время года и складывающуюся погоду.

Все перечисленное прямо оказывает влияние на протяженность тормозного пути, исходя из этих данных, вычисляется безопасная дистанция на дороге.

Чем негативных погодных и иных факторов больше, тем расстояние должно быть длиннее. Можно выделить несколько случаев, при которых обязательно увеличение промежутка пути до впереди двигающегося грузовика или легковушки.

Это делается при следующих условиях:

  1. Асфальт мокрый от осадков.
  2. На трассе гололедица.
  3. Впереди движется колонна транспортных средств.
  4. Видимость существенно снижена из-за ландшафта либо погодных условий.
  5. На участке дороги необходимо увеличить скорость.

Есть несколько вариантов, чтобы рассчитать требуемую дистанцию.

Первый – разделить скорость на два. На практике, особенно в условиях города это может не сработать, так как при скорости в 40 километров в час, это расстояние должно составлять не менее 20 метров, что в подавляющем количестве случаев невозможно.

Наиболее правильным алгоритмом вычисления дистанции, будет определение временного интервала, необходимого для безопасного торможения и недопущения аварии, по отношению к впереди следующему транспорту. Это отрезок пути, который проедет автомобиль до полной остановки.

Приведем основные временные значения, при которых можно будет полностью контролировать ситуацию:

  • на сухом асфальте при хорошей видимости в ясную погоду – 2 сек.;
  • на мокрой дороге (независимо от того мокрый снег или дождь) – от 4 сек.

В городе на перекрестке при запрещающем светофоре, достаточно придерживаться расстояния в 2-3 метра, аналогично и в «пробке».

Однако для грузовика расстояние должно быть иным – ввиду большего количества времени для его полной остановки. Для этого потребуется больше трех секунд. Если это рассчитать с учетом его массы, то отрезок может соответствовать 4-5 метрам.

Ссылка на основную публикацию