Утилизационный сбор на автомобили повысится с 1 апреля

Что случилось

С 2020 года для легковых автомобилей ставки утилизационного сбора в среднем вырастут на 110,7%. 

Утилизационный сбор давно существует в Европе. В России этот налог появился в 2012 году, после вступления страны в ВТО (Всемирная торговая организация). Он предусматривает специальный единоразовый взнос, который оплачивается при покупке автомобиля. Эту сумму государство тратит на защиту экологии от вреда, причиняемого во время эксплуатации машины.

Сначала сбор платился только импортёрами, а с 2014 года — и локализованными в России концернами. Базовую ставку уже повышали в 2016-м (на 65%) и в 2018-м (в среднем на 15%, однако для некоторых категорий рост достигал 90%) годах. И это привело к росту стоимости автомобилей. Например, корейский бестселлер Hyundai Solaris в минимальной комплектации подорожал в 2016-м на 10 тысяч ₽ — с 566 до 576 тысяч. В 2018-м Solaris второй генерации вырос в цене на 15 тысяч (с 680 до 695 тысяч ₽), однако коснулось повышение только автомобилей 2019 модельного года.

Кто освобождается от сбора?

Законодательно определены случаи, когда владелец транспортного средства может быть освобождён от уплаты утилизационного взноса. К таким ситуациям можно отнести следующие случаи:

  1. Транспортному средству более тридцати лет, но при соблюдении условий: автомобиль не должен использоваться в коммерческих целях и у него должны быть оригинальные запчасти – рама, кузов, двигатель.
  2. Авто находится в распоряжении дипломатического представительства или консульства, включая сотрудников и их семей.
  3. Автомобиль был ввезён в России, как личное имущество граждан, являющихся участниками программы добровольного переселения соотечественников из зарубежных стран.

В первом случае, сбор не подлежит уплате вообще, а в двух последующих будет взиматься с покупателя.

Для юрлиц предусмотрен свой порядок уплаты взноса и тарифы.

Утилизационный сбор в ПТС

В паспорт транспортного средства или в ПТС ставится специальная отметка, которая указывает об оплате обязательного сбора. В отдельных случаях, данная отметка может отсутствовать. Это возможно в следующих случаях:

  • если ПТС выдан до 01.09.2012 года, либо автомобиль был ввезён в Россию до установленной даты;
  • при приобретении транспортного средства в другом государстве с последующей доставкой до РФ.

В первом случае переживать не стоит, поскольку, обязанность по уплате сбора не возникает. Во втором случае, обязательства по оплате сбора несёт покупатель, как лицо, которое осуществляет ввоз автомобиля на территорию России.

Необходимо помнить, что если в ПТС автомобиля, с которого сбор не взимается, должны быть указаны основания для освобождения от этой выплаты.

Бывают ситуации, когда ПТС на автомобиль отечественного производства был оформлен с 01.09.2012 по 31.12.2013 года включительно. Тогда в ПТС может стоять другая отметка – о принятии обязательств по утилизации.

Чтобы исключить возможные трудности в будущем, потребуется убедиться, что на момент выдачи ПТС, получатель был исключен из реестра организаций, уплачивающих средства на будущую утилизацию транспортного средства

Сведения о данном моменте размещаются на официальном сайте Минпромторга РФ, где особое внимание уделяется именно дате исключения из реестра

При отсутствии такой метки в ПТС, по оговоренным в законе основаниям, считается, что владелец транспортного средства умышленно избежал внесения утилизационного сбора. В этом случае, оплату должен будет произвести покупатель транспортного средства.

Расчёт и ставки утилизационного сбора


∑ УС = БС × К

  • ∑УС – размер утилизационного сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – коэффициент расчёта суммы.

Тариф или коэффициент устанавливается согласно утверждённому Перечню размеров утилизационного сбора. Данный список был утверждён Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года. Базовый показатель для разных групп автомобилей определяется по-разному:

  • легковые автомобили, не предназначенные для коммерческого использования – 20 тыс. рублей;
  • грузовые машины, автобусы и легковые автомобили коммерческого использования – 150 тыс. рублей.

К примеру, коэффициент для автомобиля старше трёх лет и весом до 2,5 тонн составляет 0,88. Это значит, сумма утилизационного взноса равна 20 000,88 рублей.

Помочь в определении суммы сбора, подлежащей к уплате, поможет специальный калькулятор для физических лиц. Данный инструмент работает в режиме онлайн. Для расчёта достаточно ввести все параметры автомобиля и получить итоговую сумму. Онлайн-калькулятор необходим для того, чтобы физические лица могли самостоятельно рассчитать взнос и уплатить его по принятому КБК в доход государства.

Штраф за неуплату сбора

На случай неуплаты УС административной или другой ответственности в российском законодательстве нет. Но отсутствие санкций для владельцев автомобилей не освобождает от необходимости внесения сбора, так как владелец не сможет зарегистрировать ТС в органах ГИБДД. Техника льготных категорий граждан без документально заверенного освобождения тоже не подлежит регистрации.

На оформление транспорта согласно закону предоставляется:

  • при ввозе автомобиля на срок действия транзитных номеров 20 суток;
  • 10 суток после покупки российской марки.

Езда на незарегистрированном транспортном средстве попадает под административную ответственность. Согласно предусмотренной статье оформляется штраф до 800 рублей. Но уплата взыскания не снимает обязательств по утилизационному сбору и регистрации автотехники. Повторное нарушение наказывается серьезнее:

  • владельца штрафуют на 5000 рублей;
  • лишают прав на срок до 90 суток.

Если таможенные органы обнаружили неуплату на ввезенный автомобиль в течение трёх лет, они направляют извещение. На оплату предоставляется 20 календарных дней. Игнорирование требований приводит к взысканию сбора через суд.

Дмитрий Козак подтвердил сведения том, что государство продолжит компенсировать УС российскому автопрому. Вице-премьер отметил о продлении субсидий на перевозку техники поездами. По его словам это поддержит автоконцерны и составит конкуренцию зарубежным автопроизводителям.

А Вы сортируете мусор?

ДаНет

Где можно оплатить утилизационный сбор?

Прежде всего, плательщик должен понимать, что факт оплаты должен быть зафиксирован в обязательном порядке. В подтверждение уплаты, в ПТС автомобиля обязательно должны быть сделаны пометки о внесение платежа, сразу после поступления средства. Данный штамп будет необходим для проведения последующих сделок купли-продажи автомобиля.

Если отметка отсутствует, то причин может быть сразу несколько:

Первой и самой главной является то, что владелец получил ПТС до 2012 года.
Вторая причина – это освобождение владельца от уплаты сбора

Важно то, что отметка ставится даже в том случае, когда хозяин транспортного средства освобождён от обязательного платежа с указанием причины. Это говорит о том, что при проведении сделки купли-продажи стоит внимательно проверять наличие данной отметки и не стоит верить продавцу на слово.

Оплата производится после того, как гражданин провел сделку и рассчитал сумму взноса, обязательную к внесению. Для этого потребуется заполнить квитанцию и указать там действующий КБК. Средства зачисляются в федеральный бюджет.

Дополнительно на размер коэффициента влияние окажут такие показатели, как:

  • год выпуска машины,
  • размер,
  • масса,
  • объёма двигателя.

Бывает, что средства взимаются ошибочно, то есть в другом периоде времени он уже был уплачен производителем или бывшим владельцем. В этом случае, необходимо подать заявку в тот орган, куда перечислялись средства: в таможенный или налоговый орган. Заявление заполняется по стандартной форме, а бланк можно найти в Интернете или получить в ИФНС. К заявлению прилагаются:

  • ПТС,
  • паспорт заявителя,
  • квитанция об уплате сбора,
  • документ, удостоверяющий ошибочный сбор средств.

Решение о возврате средств или об отказе, выносится не позже 30-ти календарных дней. За возвратом сбора, можно обратиться не позже 3-х лет с даты его уплаты. Комиссия за произведенную уплату не возвращается, а сами средства зачисляются путём перевода на банковский счёт обратившегося лица.

Дополнительную информацию о том, кто и сколько должен заплатить государству за будущую утилизацию автомобиля смотрите в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=mlBmzyE-S0U

Утилизационный сбор — это обязательный платёж, который должны уплачивать владельцы автомобилей, за исключением случаев, оговорённых законодательно. Для расчёта суммы взноса, можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Растаможка авто.

На сколько вырастут цены

Болезненнее всего повышение утилизационного сбора ударит по легковым автомобилям. Рост пошлины будет зависеть от объёма двигателя и возраста конкретной модели:

  • до 1 литра: новые — 48 200 ₽, старше 3-х лет — 123 000 ₽;
  • 1–2 литра: новые — 178 400 ₽, старше 3-х лет — 313 800 ₽;
  • 2–3 литра: новые — 281 600 ₽, старше 3-х лет — 480 200 ₽;
  • 3–3,5 литра: новые — 259 600 ₽, старше 3-х лет — 570 000 ₽;
  • более 3,5 литров: новые — 445 000 ₽, старше 3-х лет — 700 200 ₽.

Эти цифры актуальны для автомобилей, ввозимых юридическими лицами. Для физических — ставка не меняется в зависимости от объёма двигателя (новые — 3400 ₽, старше 3-х лет — 5200 ₽) при условии, что машина будет в личном пользовании.

По директора по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексея Ермилова, модели массового сегмента в среднем подорожают на 40–60 тысяч ₽, а премиального — на 200–300 тысяч. 

Получается, что бюджетные автомобили прибавят к стоимости 5–6%. Так, например, если сегодня цена на популярную корейскую модель Kia Rio стартует с отметки 775 тысяч ₽, то ожидаемая стоимость этой машины в 2020-м — около 840 тысяч.

При этом вырастут и цены на комплектующие на 2–3%. В итоге стоимость покупки вырастет на 7–9%.

Как рассчитать размер сбора?

Владелец проводит расчет утилизационного сбора сам. Применяется простая формула: разработанный табличный коэффициент умножается на базовую ставку. Произведение двух показателей и есть сумма УС.

Ранее ставки были ниже, поправки в коэффициентные показатели внесли в марте 2018 года. Постановление о повышении вступило в силу 1 апреля 2018 года и работает по сей день.

Чтобы рассчитать УС, нужно:

Определить категорию ТС.
Взять из таблицы соответствующий категории техники коэффициент (обратите внимание на возраст авто).
Перемножить на базовую ставку (легковому транспорту причислено 20000 рублей, грузовому—150000).
Получается выражение: УС=БС*К.

Значения коэффициента для физических лиц:

Для авто младше 3 лет Для авто старше 3 лет
0.17 0.26

Таким образом, обычный автовладелец при ввозе авто из зарубежа должен будет заплатить 3 400 рублей за машину младше 3 лет и 5 200 рублей за автомобиль старше 3-х лет.

Утилизационный сбор в Беларуси

Обязанность по уплате утилизационного сбора в нашей стране возникла в 2014 г. Указанный сбор был введен для того, чтобы государство могло обеспечивать рациональное использование природных ресурсов и проводить мероприятия по охране окружающей среды (абз. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств»; далее – Указ № 64).

Объектами обложения утилизационным сбором являются транспортные средства (ст. 301 НК):

– изготовленные, достроенные на территории Республики Беларусь;

– ввезенные в нашу страну.

Отметим, что при покупке автомобиля, ранее ввезенного в Беларусь, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен, покупатель должен будет его заплатить в установленном порядке (часть вторая ст. 300 НК).

В целях обложения утилизационным сбором не считается транспортным средством шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из составных частей: кабины, кузова, двигателя (п. 2 ст. 301 НК, часть вторая подп. 1.2 п. 1 Указа № 64).

Не облагаются утилизационным сбором транспортные средства:

– переоборудованные на территории нашей страны на базе транспортных средств, ранее зарегистрированных в Республике Беларусь или ранее ввезенных на ее территорию (часть первая подп. 4.2, подп. 4.3 п. 4 ст. 301 НК, абз. 3, 4 части второй подп. 1.2 п. 1 Указа № 64);

– достроенные в Беларуси на базе ввезенного или произведенного шасси, за которые утилизационный сбор уже оплачивался (подп. 4.4 п. 4 ст. 301 НК, абз. 5 части второй подп. 1.2 п. 1 Указа № 64);

– произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь и реализуемые производителем за границу (подп. 4.1 п. 4 ст. 301 НК, абз. 2 части второй подп. 1.2 п. 1 Указа № 64).

В качестве налоговой базы при расчете утилизационного сбора принимается единица транспортного средства (ст. 303 НК).

В зависимости от того, ввезен автомобиль в Республику Беларусь или произведен на ее территории, контроль над уплатой утилизационного сбора осуществляют таможенные или налоговые органы (п. 6 ст. 306 НК).

Возможное возвращение утилизационного сбора

Иногда случается, что владелец ТС оплачивает утилизационный сбор, а потом выясняется, что это уже было сделано ранее. В таком случае денежные средства можно вернуть. Обращаться нужно в ФНС или ФТС в зависимости от места производства автомобиля:

  • по отечественному транспорту вопрос решается в ФНС;
  • для иномарок следует отправить запрос в ФТС.

Потребуются такие документы:

  • заявление о возврате денег по утилизационному сбору, который был излишне уплачен;
  • паспорт (копии заполненных страниц);
  • ПТС (нужно приложить к заявлению копию и иметь при себе оригинал);
  • квитанция об оплате сбора;
  • подтверждение того, что была произведена лишняя оплата.

После подачи документов ФНС или ФТС дадут ответ по прошествии 30 дней. Денежные средства будут перечислены на счет владельца авто

Важно, чтобы документы были заполнены правильно, иначе последует отказ

Справка. Обратиться с заявлением о возврате денег можно в течение трех лет с даты оплаты. Но получить назад можно только сам сбор: комиссия не возвращается.

Утилизационный сбор – это платеж, которые совершает производитель транспорта, импортер или покупатель. Денежные средства вносятся один раз за время «жизни» автомобиля. Введен он в 2012 году. Сумма к уплате определяется исходя из базовой ставки и коэффициента, которые можно найти в постановлениях Правительства РФ. Без оплаты не удастся поставить ТС на учет. Если была переплата или вторая оплата, то деньги можно вернуть по заявлению, которое подается в ФТС или ФНС.

Ставки утилизационного сбора на автомобили в 2020 г.

Размер утилизационного сбора на автомобиль рассчитывается как произведение базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.

Виды и категории транспортных средств

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора

новые транспортные средства

транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет

Легковые автомобили категории M1, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, автомобили повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

(базовая ставка для таких автомобилей составляет 20 000 рублей)

Автомобили, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

0,17

0,26

Автомобили  с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

1,63

6,1

Автомобили с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

1,65

6,15

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

4,2

15,69

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

6,3

24,01

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

5,73

28,5

свыше 3500 куб. сантиметров

9,08

35,01

Грузовые автомобили категорий N1, N2, N3, в том числе внедорожники повышенной проходимости категории G (N1G, N2G, N3G), а также специализированные транспортные средства указанных категорий

(базовая ставка для таких автомобилей составляет 150 000 рублей)

Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

0,95

1,01

Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

2

2,88

Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

1,9

3,04

Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

2,09

5,24

Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

2,54

7,95

Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

3,4

23,13

Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

2,79

11,57

Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

5,5

13,57

Автобусы и микроавтобусы, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

(базовая ставка для таких автомобилей составляет 150 000 рублей)

Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

1,14

1,15

Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

1,14

1,15

Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

2,28

3,45

Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

3,04

5,06

Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

3,8

5,98

Пример расчета утилизационного сбора на автомобиль

Таким образом, для юридических лиц в отношении легкового автомобиля старше 3 лет объемом двигателя 2400 куб. сантиметров сумма утилизационного сбора составит:

20 000 рублей (базовая ставка) * 24,01 (повышающий коэффициент) =   480 200 рублей.

Для внедорожника старше 3 лет объемом двигателя более 3500 куб. сантиметров сумма утилизационного сбора составит:

20 000 рублей (базовая ставка) * 35,01 (повышающий коэффициент) =   700 200 рублей.

Для легкового автомобиля для личного пользования (вне зависимости от мощности двигателя):

  • для новых автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет сумма утилизационного сбора составит 3 400 рублей (20 000 рублей (базовая ставка) * 0,17 ()).
  • для автомобиля старше 3 лет сумма утилизационного сбора составит 5 200 рублей (20 000 рублей (базовая ставка) * 0,26 ()).

После уплаты сбора в отношении автомобилей, ввозимых из-за границы, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие уплату (заполненный расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате сбора). После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его уплаты в ПТС вносятся данные о его уплате и таможенный орган выдает плательщику приходный ордер.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Дополнительная информация по теме:

Начинаем с Закона

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ, в сентябре этого года на территории РФ введен утилизационный сбор. Его плательщиками признаются лица, ввозящие в РФ транспортные средства (далее — ТС), производящие (изготавливающие) их на территории РФ, а также лица, которые приобрели ТС у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора (на законных либо незаконных основаниях). Проще говоря, платить будут те, кто осуществил ввоз ТС на территорию РФ, а также производители и покупатели машин, за которые утилизационный сбор не уплачен в бюджет.

Исключением в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления является «движимое» имущество переселенцев, которым предоставляется льгота согласно программе оказания содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо которые признаны в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Кроме того, не облагаются сбором ТС, которые ввозятся для дипломатических представительств (консульских учреждений), что вполне понятно, поскольку к этому обязывают заключенные международные соглашения. Также утилизационный сбор не уплачивается в отношении ТС для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, воздушных и водных судов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны в Калининградской области (ст. 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ).

Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) ТС, в отношении которых производителями или импортерами уплачен утилизационный сбор либо производителями принято обязательство по безопасному обращению с отходами, образовавшимися после утраты ТС своих потребительских свойств. Затраты организаций и предпринимателей в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами компенсируются за счет средств федерального бюджета в размерах и порядке, установленных Правительством РФ согласно бюджетному законодательству (п. п. 8, 9 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством РФ. Оно же выбирает орган исполнительной власти, который будет взимать данный сбор (п. 4 ст. 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

Обратите внимание! При установлении размера сбора учитываются год выпуска ТС, его масса и другие физические характеристики, влияющие на затраты в связи с ведением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ТС потребительских свойств (п. 5 ст

24.1 Закона об отходах производства и потребления).

Лучше деньгами

Судя по всему, внесение экологических платежей за утилизацию пока для татарстанских промышленников останется наиболее предпочтительным вариантом исполнить свои новые обязанности перед государством и потомками.

В «Татспиртпроме» заявляют, что даже такой крупной компании проще заплатить экологический сбор, так как «создание инфраструктуры по утилизации упаковки в соответствии с утвержденными правительством нормативами — дело, требующее больших капиталовложений. Данный вопрос находится в компетенции Совета директоров компании, должен быть включен в план инвестиционной политики. На сегодняшний день …других возможностей самостоятельной утилизации упаковки у АО «Татспиртпром» нет».

Директор «Поволжской экологической компании» Ольга Гудимова, в свою очередь, полагает, что создание предприятиями собственной инфраструктуры по утилизации и переработки товаров и упаковки — вопрос как минимум двух-трех лет:

— Принцип расширенной ответственности компаний за дальнейшую судьбу своей продукции и используемой при ее выпуске упаковки, успешно реализуется во множестве стран (в частности, на опыт Европы, где, к примеру, плата утилизационный сбор за бумажную упаковку взимается с производителей в размере 39 евро за тонну, за стеклянную — 45 евро за тонну, — прим. ред.). Вторичное обращение пластика и стекла выгодно и с экономической точки зрения, и с точки зрения экологии, поскольку снижается отрицательное воздействие на окружающую среду. Для компаний, использующих в производстве большое количество стеклотары может быть весьма выгодным организация ее сбора и последующего оборота. Те, кто использует в качестве тары ПЭТ-бутылки, могут организовать производство гранул. Но в любом случае, на первом этапе и крупные предприятия, и небольшие компании поначалу предпочтут внесение платежей, чтобы понять, какая дополнительная нагрузка на них ложится, и имеет ли экономический смысл вкладываться в развитие инфраструктуры, — резюмирует эксперт.

Татьяна Колчина

Справка

Как следует из пояснительной записке к Постановлению Правительства РФ, регламентирующего размер ставок экологического платежа, разработчики документа ссылались, в частности, на опыт Армении и Молдовы. «Например, в Армении в целом экологическим налогом охвачено 29 видов импортируемых товаров и 26 видов продукции, производимой внутри страны, — значится в записке. — Ставки налогов определяются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров (от 0,5% до 3%, за исключением импорта поддержанных автомобилей — до 20%); для продукции, произведенной внутри страны, установлен тот же процентный уровень, но от товарооборота. Налог установлен для широкого перечня продукции: нефть и нефтепродукты (за исключением бензина и дизельного топлива, которые облагаются акцизами), аккумуляторные батареи, асбестосодержащие материалы, детергенты, пластиковые упаковочные материалы, шины, озоноразрушающие вещества и т.д.

В Молдове экологические налоги установлены для 16 категорий продукции, с дифференциацией ставок для бензина (по содержанию свинца), мазута (по содержанию серы), пестицидов и аккумуляторных батарей (по химическому составу). Кроме того, в Молдове есть налог на пластиковую упаковку для напитков (кроме молочных продуктов), установленный фиксированным значением между 0,05 и 0,2 евро за единицу. Доходы от экологических налогов поступают в государственный бюджет в Армении и в Национальный экологический фонд в Молдове. Так, например, в 2011 г. налоги на экологически вредную продукцию составили 86% поступлений в Национальный экологический фонд Молдовы».

ЭкономикаБюджетБизнес

Берем на заметку разъяснения чиновников

Телетайпограмма ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975. Таможенники указали документ, которым следует руководствоваться при освобождении от утилизационного сбора ввозимых с территории Таможенного союза ТС, — Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55. Оно касается применения Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Сбор не придется платить в отношении автомобилей, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом, учитывая срок «растаможки», авто «соседей» подпадают под льготу с 23.08.2012.

Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963. С 01.09.2012 таможенникам на местах предписано при выдаче ПТС делать запись «утилизационный сбор уплачен» (с указанием реквизитов подтверждающего документа) или «утилизационный сбор не уплачивается» (с указанием соответствующей нормы Закона об отходах производства и потребления). Сделанная запись должна быть заверена подписью и личной номерной печатью таможенника, выдавшего ПТС.

Информация ФТС России от 31.08.2012. Документ фактически разъясняет частный вопрос о порядке взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных ТС. В Информации указаны банковские реквизиты для осуществления платежа

Чиновники заостряют внимание на заполнении отдельных полей расчетного документа (платежного поручения). В поле 104 указывается показатель КБК в соответствии с бюджетной классификацией (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 «Утилизационный сбор»)

В поле 107 приводится восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ, осуществляющего администрирование платежа. Надеемся, что данная Информация поможет бухгалтеру правильно заполнить «платежку».

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор в Беларуси оплачивают при ввозе автомобиля из-за границы, вне зависимости от того, из какой страны привезена машина. Полученные от граждан РБ средства поступают в государственный бюджет и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей. В Беларуси утилизационный сбор был введен в марте 2014 года. Согласно вступившему в силу указу, данный сбор должны быть уплачен за каждое ввезенное авто. Исключение составляют машины, производимые в Беларуси, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатели, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования. Оплачивать сбор должны все граждане Беларуси, причем как физические, так и юридические лица, от выплат освобождаются только беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также международных организаций и некоторых иностранных подданных.

Оплатить утильсбор необходимо на границе вместе с таможенной пошлиной и только 1 раз. Специально для данных платежей, Министерству финансов был открыт счет. Документом, подтверждающим оплату будет являться квитанция, в которой отражены исчисление и уплата сбора, зарегистрированного таможней.  Кроме этого, необходимо будет предоставить документы, которые подтверждают соответствие вида и категории автомобиля классификации, предусмотренной таможенным союзом. К ним относятся документы о регистрации автомобилей, как категории M1, так и иных и сертификаты либо декларации соответствия.

Кроме того, утилизационный сбор является обязательным платежом на всей территории Беларуси. Его неуплата в определенные законом сроки будет являться основанием, чтобы взыскать платеж принудительно.

Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?

  1. Выяснить коды бюджетной классификации.
  2. Оформить расчет УС по установленной форме.
  3. Записаться на прием в местный ФНС.

Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:

  1. Формой расчета УС (заполненной).
  2. ПТС на авто, на которое платится сбор.
  3. Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.

К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.

Отметка в ПТС об уплате утилизационного сбора

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка

На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки»

Отличается красным цветом

Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

Ответственность за неуплату сбора

Сама по себе неуплата утилизационного сбора не влечет за собой никаких санкций. К нарушителям не применяются даже штрафы. Однако это вовсе не значит, что игнорирование закона пройдет безнаказанно. Автомобиль, в ПТС которого не стоит красной отметки, не может пройти регистрационный учет. В свою очередь, за ТС, не поставленные на регистрационный учет (статья 12.1 КоАП РФ), налагается штраф:

  • 500-800 рублей – первое нарушение.
  • До 5 000 рублей или лишение водительских прав длительностью до 3 месяцев – повторные нарушения.

По этой причине сбор выгоднее уплатить.

Ссылка на основную публикацию