Опасное вождение в россии отныне вне закона

Способы обнаружения фактов нарушения

Данный вопрос вызвал во время обсуждения и вызывает до сих пор наибольшее количество спорных мнений. Несколько вольная трактовка представителями ГИБДД нового положения вызвало недовольную реакцию автомобилистов. Многие действия, являющиеся составляющими опасного вождения, сложно зафиксировать и классифицировать в качестве правонарушения, что создаёт почву для субъективной оценки ситуации инспектором ГИБДД.

Пока ещё окончательно не определено, какими методами и средствами будут выявляться факты агрессивного вождения, и как будут определять различие между неоднократным и единичным нарушением. Некоторые депутаты Госдумы во главе с Вячеславом Лысаковым предлагают пользоваться записями видеорегистраторов сторонних участников дорожного движения, которые будут передаваться в ГИБДД. Предполагается создать приложение для видеорегистраторов, и если регистратор снял опасное вождение, то запись через интернет можно будет отправить в ГИБДД и этого будет достаточно для наложения штрафа на нарушителя. Не нужно будет лично являться в ГИБДД, писать заявление и предоставлять другие доказательства.

Как показывает опыт подобных трудно выявляемых нарушений, например, ответственность за пользование мобильным телефоном во время вождения, норма закона будет прописана, но фактически она не будет эффективно работать. Наказание за нарушение скорее всего последует только в тех случаях, когда оно приведёт к конкретному ДТП с причинением ущерба.

Какой штраф за опасное вождение?

Первый справедливый вопрос: «Как можно штрафовать без наличия фактических доказательств?» В данной редакции понятие опасного вождения сводится к нарушению, которое определяется постфактум, то есть после совершения ДТП. В этом случае, совокупность нарушений уже имеет определенный характер.

Случилось ДТП — значит предшествующие действия несли такую угрозу. Далее при изучении материалов ДТП доказать имело ли место опасное вождение не составит большого труда. Более того в положительную сторону развивается практика по бесконтактным ДТП, то есть провокатор является участником ДТП.

Сумма штрафа на момент введения поправок в ПДД 8 июня 2016 года — не определена. По информации различных источников она составит от 1000 до 5000 рублей и будет утверждена к сентябрю 2016 года.

Пояснительная записка

Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение» (далее — законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 6 апреля 2016 г. № ИШ-П9-1925 и по результатам совещания по данному вопросу, состоявшегося 29 июня 2016 г. в Правительстве Российской Федерации. Целью законопроекта является установление административной ответственности за опасное вождение.

Необходимость установления ответственности за указанное нарушение обусловлена принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации», которым предусмотрен запрет на опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.

В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Данная новелла следует в развитие пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, и конкретизирует его в отношении водителей транспортных средств, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Административная ответственность за опасное вождение, как представляется, должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных действий, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.

Так, в настоящее время установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей (часть 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП)). За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, выражающемся в случае «опасного вождения» в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, также установлен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

В этой связи законопроектом предлагается главу 12 КоАП дополнить новой статьей 12.38, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как «опасное вождение». Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.

Рубрики

  • Без рубрики
  • Для частных лиц

    • Автомобильное право

      • ДТП
      • Угон автомобиля
      • Штрафы ГИБДД
    • Гражданское право

      • Дарение
      • Долги и кредиты
      • Хранение и ношение оружия
    • Документы
    • Защита прав потребителей
    • Земельное право
    • Миграционное право
    • Налоговое право

      • Налог на имущество
      • НДФЛ (подоходный налог)
    • Наследственное право
    • Недвижимость

      • Аренда
      • Жилищное право
      • ЖКХ
      • Купля и продажа
    • Семейное право

      • Акты гражданского состояния
      • Алименты
      • Беременность и роды
      • Брак
      • Опека и попечительство
      • Родительские права
    • Трудовое право
    • Уголовное право

      • Мошенничество
      • Преступления против жизни и здоровья
      • Преступления против личности

Нарушения без наказания

Впрочем, пока штрафов и лишений прав за агрессивное вождение можно не опасаться. Сотрудники ГИБДД еще сами не знают, как и в каких случаях применять эту норму. Руководство дорожной полиции пока только разрабатывает методику оценки ситуации для инспекторов. «Региональным подразделениям Госавтоинспекции будут даны рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения», – сообщили журналистам в руководстве службы.

Предполагается, что главным доказательством вины лихачей станут видеозаписи, сделанные полицейскими видеорегистраторами. ГИБДД располагает сейчас примерно 27 тысячами таких устройств. Для расследования случаев опасной езды также будут использоваться и свидетельские показания, записи камер наружного наблюдения и видеорегистраторов, установленных в частных машинах.

Как бы ни была получена информация – с помощью видеозаписи или от очевидцев, — в каждом конкретном случае будет начинаться отдельное расследование, а владелец машины будет вызываться в полицию для дачи объяснений.

Имеется и еще одна процессуальная проблема: технология видеофиксации нового вида нарушений пока не отработана и не закреплена в КоАП. Из-за этого даже доказанные случаи «агрессивного» вождения пока не будут наказываться штрафами. После того, как все юридические нюансы будут улажены, нарушителям будет грозить взыскание в 5000 рублей. 

Кто и каким образом квалифицирует опасное движение

Штраф по статье за опасное движение не сможет выписать даже сотрудник ГИБДД. Но не стоит думать, что запрет и наказание останутся только на бумаге.

Данное нарушение относится к разряду сложных. Поэтому сотрудник ГИБДД будет иметь право составить протокол и начать административное разбирательство, но само дело будет рассматривать его начальник.

То есть порядок квалификации опасного движения будет выглядеть так:

  • Инспектор видит ряд последовательных нарушений, создающих опасность. Например, последовательное перестроение с подрезанием;
  • Останавливает нарушителя и составляет на него протокол. В этом документе указываются совершённые нарушения, время, дата, данные нарушителя и инспектора. На основании протокола возбуждается административное дело и назначается дата его рассмотрения;
  • Нарушителя отпускают, вручив копию протокола, в котором указана дата рассмотрения дела;
  • Второй экземпляр протокола будет передан начальнику отделения ГИБДД;
  • В назначенное время начальник примет решение о вынесении постановления или отказе в нём. Примет он такое решение вне зависимости от присутствия водителя на рассмотрении дела.

При вынесении постановления, копию вручат водителю. А в случае отсутствия водителя – отправят по почте.

Наказание за опасное вождение в 2020 году

За опасное вождение на водителя налагается административный штраф.

Каким будет штраф, зависит от типа вождения, которое угрожает безопасности остальных участников движения. Система наказания прописывается в главе 12 КоАп РФ.

Перечень санкций (таблица штрафов)

В 2020 году предусмотрена следующая система штрафов, которая разделяется в зависимости от типа опасного вождения:

Не уступил дорогу другому транспортному средству Вынесение предупреждения или 500 рублей
Перестраивался из ряда в ряд при предельной загруженности дороги 1500 рублей
Не соблюдал дистанцию и боковой интервал 1500 рублей
Резко тормозил 1500 рублей
Препятствовал обгону своего транспортного средства 1500 рублей

Условия для наложения штрафа

Штраф накладывается по следующим причинам:

  • Автомобилист несколько раз подряд нарушил пункты ПДД. Учитываются нарушения как разных, так и одинаковых пунктов.
  • Водителем была создана ситуация, которая угрожала безопасности остальных участников движения или могла испортить чужое имущество.

Помните, что если во время движения аварии или гибели остальных участников движения не произошло, то такое вождение по ПДД можно считать безопасным.

Поэтому многие водители задаются вопросом о том, доказуемо или нет, что водитель совершал именно опасное вождение.

Также о нарушении должны свидетельствовать имеющиеся у свидетеля доказательства: фото и видео съемка.

При отсутствии вышеописанных условий подтвердить виновность водителя будет невозможно.

Опасное вождение, определение в ПДД

Итак, в главе 2-ой, пункте 2.7  ПДД появился новый абзац в котором раскрывается суть понятия «опасное вождение». Оно включает в себя:

  • искусственное препятствие обгону;
  • необоснованное резкое торможение автомобиля, если оно не требуется для предотвращения ДТП;
  • недопустимое сближение с передним или боковым автомобилем во время движения;
  • все перестроения, не связанные с объездом препятствия, разворотом, поворотами налево и направо, остановкой машины;
  • невыполнение требования предоставления дороги транспортному средству, имеющему преимущество в праве проезда.

Правила фиксируют определённые условия, при которых вождение признаётся опасным. К ним относятся:

  • Неоднократное совершение одного нарушения (например, несколько неправильных перестроений) из перечисленных действий или последовательное совершение нескольких нарушений (например, резкое торможение и перестроение в плотный поток машин).
  • Создание ситуации в результате произведённых манёвров, приведших к опасности для людей и транспортных средств, появлению материального ущерба.

Как видим определение понятия «опасное вождение» получилось довольно сложным и неоднозначным, оно может вызывать у участников движения различные оценки в реальной ситуации и вызывать споры. Это относится к таким вопросам, как:

  • Неоднократность и последовательность произведённых нарушений не конкретизировано по времени, за какой промежуток времени они должны совершаться, чтобы вождение было признано опасным?
  • Некоторые указанные нарушения можно оценить таковыми только по факту ДТП. Например, боковой интервал или дистанция между машинами считается безопасными, если не совершено столкновения, но как только произойдёт удар, они уже оцениваются как недопустимые.
  • Наличие или отсутствие угрозы для жизни и здоровья людей или сохранности имущества трудно определить верно, когда всё закончилось благополучно и столкновения машин не произошло.

В помощь полицейским и автомобилистам специалисты «Гильдии автошкол» сняли видеоролик, объясняющий примеры опасного вождения, который уже получил одобрение ГИБДД для применения в автошколах.

Видео: Фильм «Опасное вождение»

Внесённые изменения в ПДД должны начать действовать через неделю после опубликования в СМИ. Этой датой является 8.06.2016 года.

Сейчас же действуют следующие меры ответственности за указанные выше нарушения:

  1. умышленное препятствование обгону – штраф 1500 рублей;
  2. резкое необоснованное торможение – штраф 1500 рублей;
  3. неправильное перестроение – штраф 1500 рублей;
  4. не предоставление дороги транспорту, имеющему приоритет – штраф 500 рублей.

Что относят к опасному вождению

Сам термин уже имеется в пункте 2.7 ПДД. Точнее, в документе есть запрет на осуществление автомобилистом действий, мешающих нормальному движению.

Опасное вождение – это многократно воспроизведенное за короткий срок нарушение правил дорожного движения, создающее угрозу жизни и здоровью его участников, других людей, нанесения материального ущерба. От него могут пострадать не только автомобилисты и пешеходы, но и те, кто находился на парковке либо остановке общественного транспорта. Если рассматривать термин опасного вождения более подробно, в него входят:

  • внезапное торможение, когда в маневре нет необходимости;
  • создание препятствий движению транспорта, по правилам имеющего приоритет;
  • перемещение на другую полосу в условиях большой загруженности дороги;
  • игнорирование безопасной дистанции между автомобилями, в том числе бокового интервала;
  • сознательное препятствование к выполнению обгона другим ТС.

Перечень действий тоже есть в пункте 2.7 ПДД. Каждое из них повышает вероятность аварии, так как не позволяет другим автомобилистам прогнозировать ситуацию на дороге, вовремя среагировать на угрозу и устранить ее. Особенно они опасны, если совершаются в совокупности, одно за другим за короткий период.

Непредсказуемое поведение нарушителя уже стало причиной множества ДТП. А тот, кто его спровоцировал, нередко выходит из ситуации даже без предупреждения или штрафа. Это и заставило законодателей, МВД заняться проблемой.

Нельзя исключать, что со временем список нарушений, составляющих опасное вождение, расширится. В него могут войти и более мелкие проступки, например, неверное использование световых и звуковых сигналов. В Европе, где дорожное движение намного спокойнее, это уже считается элементами опасного вождения.

Рекомендуем прочитать о штрафе за езду в нетрезвом виде. Вы узнаете о санкциях ГИБДД в 2017 году за вождение в нетрезвом виде, оплате штрафа, возможностях оспорить наказание.

А здесь подробнее о штрафе за езду задним ходом.

Примеры опасного вождения в РФ

Перед тем, как придавать норме юридическую силу, необходимо скомбинировать все возможные ситуации подпадающие под рассматриваемое нами определение. Конечно, это делается для сведения проблем с квалификацией (установлении факта) к минимуму. Т.е. сотрудник ГИБДД должен четко указать на нарушение, а водитель должен четко понимать, что в данный момент совершает правонарушение. Поэтому законодатели уже обозначали несколько примеров, которые уже точно будут подпадать под определение опасного вождения.

Пример 1: резкое торможение

Вы двигаетесь с положенной скоростью, соблюдаете дистанционный режим, но тут понимаете, что едите в неправильном направлении (просто перепутали дорогу) и решили развернуться. Если маневру предшествует резкое торможение, то это будет расценено как опасное движение. Т.е. водитель, который двигается сзади может вовремя не среагировать, отсюда вам и вероятность ДТП, о какой мы говорили ранее.

Но чаще всего применение этого случая находится в народном понятии «учитель». Когда один водитель решил проучить другого, резко оттормаживая автомобиль перед «учеником», тем самым провоцируя ДТП.

Пример 2: шашки

Вы не нарушаете никаких правил, но в процессе движения необоснованно часто перестраиваетесь из одного ряда в другой. В народе данный маневр значится как «игра в шашки». Т.е. неоднократный обгон (даже если он и допускается на данном участке) с перестроением, будет расцениваться как опасное вождение. Ведь проделывая подобный маневр, вы заведомо вносите неблагоприятную ситуацию, что может помешать другим водителям в процессе движения.

Пример 3: несоблюдение бокового интервала

Новые правила ГИБДД опасное вождение, по которым приравнивается к правонарушению, затронули и так называемый режим боковой дистанции. Здесь имеется в виду ситуации, когда, к примеру, на двухполосном участке дороги со встречным движением, некоторые автолюбители слишком двигаются слишком близко к разделительной полосе. Т.е. когда расстояние между встречными машинами является минимальным. Получается, для того, чтобы ваши не подпадали под действие описываемой нормы, по мнению ее разработчиков, следует двигаться немного правее от разделительной полосы. Это снизит вероятность возникновения ДТП.

Пример 4: подрезание

В среде автолюбителей данный маневр снискал себе название как «подрезание». Т.е. это происходит тогда, когда один водитель не соблюдает требование преимущественного движения, и тем самым намерено препятствует движению другого автомобиля, который пользуется прерогативой.

Пример 5: препятствие обгону

Новые правила ПДД опасное движение, по которым совсем скоро будет называться денежным штрафом, охватили и ситуацию, когда один автомобиль намерено, препятствует обгону другим машинам. Т.е. вы двигаетесь с положенной скоростью, и на допустимом для маневра участке хотите пойти на обгон, но впереди идущий автомобиль вас намерено не пропускает — это типичный пример опасного движения.

Пример 6: соблюдение дистанции

Каждый водитель прямо обязан соблюдать положенную дистанцию от впереди идущего автомобиля. Но ведь подобная норма уже давно действует, и для чего требовалось ее приобщать к опасному движению? Все дело в том, что ранее само по себе это не являлось нарушением, а лишь говорило о вине водителя в случае совершения таковым ДТП — т.е. двигался с нарушением дистанции, а значит, является виновников аварии. Теперь же, такое движение, даже без ДТП, будет являться самостоятельным правонарушением.

Поэтому, вопрос относительно того, когда вступит в силу закон об опасном движении, сейчас уже не актуален, т.к. изменения уже закреплены в законодательном виде, и с ними можно ознакомиться в тексте пункта 2.7 ПДД, либо в тексте Постановления за номером 477 от 30 мая 2016 года.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Что считается опасным вождением

Вот какие манёвры правила запрещают:

  • Перестроение, которое мешает движению других автомобилей;
  • Перестроение на дороге с интенсивным движением. Это признано опасным, даже если не создаёт помеху другому транспорту. Исключениями, допускающими такой манёвр, являются только для разворота, объезда препятствия, поворота или остановки;
  • Нарушение норм дистанции и ;
  • Резкое торможение (кроме ситуации предотвращения ДТП);
  • Препятствие обгону.

Все эти манёвры будут признаны опасным вождением при условии, что они повторятся больше одного раза и создадут угрозу ДТП.

Типичный пример такого вождения, встречающийся на российских дорогах, так называемое «учительство». Это поведение водителя, при котором он подрезает другое авто, а обогнав, оттормаживает его.

Опасное вождение по трассе – что это?

Всем известно, что агрессивная манера вождения становится причиной самых разных ДТП. Среди самых распространенных аварий можно отметить:

  1. Наезды на пешеходов, что спокойно ожидают общественный транспорт на остановках. Авариями, последствия которых связаны с травмированием и летальными исходами.
  2. Выезды на пешеходные переходы или на расположенные рядом с дорогой обочины и так далее.

Согласно определенным статистическим данным, каждый год на в городах России по вине водителей погибает несколько десятков тысяч человек, травмируется еще больше.

Существует несколько вариантов действий, производимых водителями при совершении опасных маневров. Вот несколько самых распространенных ситуаций, которые помогут определить, что такое опасное вождение:

  • резкое и беспричинное торможение на дороге;
  • нарушение боковой дистанции;
  • создание препятствий к совершению обгона;
  • нарушение дистанции с впереди перемещающимися автомобилями;
  • попытка перестроиться, когда трасса серьезно загружена во всех ее потоках;
  • перемещение с перестроением не по правилам движения;
  • водитель в процессе перестроения не уступает транспортным средствам, имеющим приоритет.

По причине всех перечисленных выше экстремальных вариантов движения возникают аварийные ситуации, которые приводят к травмированию или гибели людей – пешеходов, пассажиров и водителей.

Если перемещаться по дорогам, не соблюдая стандартные правила, есть риск нанести серьезный вред чужим автомобилям, городским постройкам и дорожным объектам.

Штрафами за агрессивное вождение наказываются те водители транспортных средств, которые нарушают установленные правила несколько раз за относительно небольшой временной период.

В современном законодательстве акцентом в процессе оформления штрафа является, как раз, установленная хронология событий. Наказывается опасное вождение по статье КоАП 12.38.

В странах Евросоюза и в Азии, ситуации с опасными движениями не так критичны. Водители там более ответственны, потому в категорию опасных вариантов движения внесены намного меньшие просчеты.

Это может быть стандартный подрез, отсутствие поворотного сигнала и даже обычного звукового сигнала.

По каким критериям необходимо оценивать опасную езду?

Относительно опасной езды до сих остается множество неточностей и спорных моментов.

И вот несколько неразрешенных вопросов:

  • опасная езда считается таковой, которая повлекла за собой несколько маневров в течение короткого времени. Какой же промежуток времени считается коротким? Это может быть минута, час, неделя и т.д. Ни один нормативный документ не дает ответа на этот вопрос.
  • что принято считать интенсивным движением на трассе. Это сколько машин на дороге? Вопрос открытый. До сих пор нет ответа на него. Не стоит и забывать о том, что перестраивание из ряда в ряд можно объяснить и необходимостью осуществить поворот. Это вообще уже не нарушение.
  • все слышали о безопасной дистанции, но никто не знает, а сколько это в сантиметрах, метрах. Как водитель должен понять, а с какой дистанцией он должен ехать от впереди движущегося ТС.

Но самым спорным вопросом остается вопрос о рисках. Что считать угрозой для аварии, а что не считать таковой? Вопрос также не решен. Все остается на усмотрение инспектора. С камерой вообще все понятно.

Недостаток данной сферы в том, что в каждом индивидуальном случае решение принимает инспектор, составляющий протокол, и начальник, рассматривающий дело. Вот и все. Такие нормы утверждены в КоАП. А то, что может быть сугубо субъективный человечески фактор, никого не волнует.

Ссылка на основную публикацию