Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Комментарий к ст. 4.3 КоАП РФ

1. В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов Федерации или судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 данной статьи). К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие) нарушителя — физического или юридического лица, способные увеличить общественно опасные последствия проступка. Для административных проступков физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный, с точки зрения правонарушителя, акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям.

При мотивации своего действия правонарушитель исходит из ложного предположения о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. Это может происходить при неознакомлении правонарушителя с действующими нормативно-правовыми актами, что, однако, не освобождает его от ответственности.

2. Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних.

Признаки группового правонарушения квалифицируются при совместном участии двух или более лиц в совершении умышленного административного проступка. Административная ответственность соучастников административного правонарушения определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении общественно опасного деяния. Комментируемая статья предусматривает квалифицирующие признаки обстоятельств, отягчающих ответственность, в зависимости от степени общественной опасности деяния организатора, исполнителя или иного соучастника административного правонарушения. В некоторых случаях различия в степени общественной опасности организатора и иных соучастников возможны на основе анализа косвенных признаков: например, действия по вовлечению несовершеннолетнего в правонарушение предполагают различную степень общественной опасности лица, организовавшего совершение несовершеннолетним проступка или руководившего его исполнением (организатора) либо склонившего несовершеннолетнего к совершению проступка (подстрекателя), и лица, непосредственно совершившего правонарушение или участвовавшего в совершении проступка (исполнителя).

3. По смыслу п. 5 ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайной ситуации (см. п. 1 комментария к ст. 20.6).

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи обстоятельства не могут быть учтены как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения (см., например, комментарий к ст. 6.10). По смыслу данного предписания любой из шести признаков, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, уже определенный диспозицией правовой нормы КоАП, тем самым и предусматривает применение более суровых административных наказаний, и поэтому нет необходимости в квалификации этих признаков в качестве отягчающих ответственность обстоятельств. Последнее возможно лишь в тех случаях, когда в статье КоАП, определяющей соответствующее административное правонарушение, признак, отягчающий ответственность, не упомянут.

5. Применительно к налоговым правонарушениям НК предусматривает единственное обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение правонарушения: согласно п. 2 ст. 112 НК обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В отличие от КоАП, определение размера штрафа — единственного вида налоговой санкции, установленного НК, — обусловлено квалификацией судом обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения; согласно п. 4 ст. 114 НК наличие указанного обстоятельства влечет за собой увеличение размера штрафа на 100%.

Законодательная база: перечень отягчающих обстоятельств

Все подобные обстоятельства разделяются на 2 категории:

  1. Общие – они применимы к любому проступку. Например, если человек находится в состоянии опьянения, это в любом случае отягчает его вину, вне зависимости от того, какую конкретно норму закона он нарушил – выпивал в общественном месте, нецензурно выражался, занимался мелким хулиганством и т.п.
  2. Специфические – это обстоятельства, которые могут квалифицироваться как отягчающие только применительно к конкретному правонарушению, а не ко всем проступкам вообще.

Как те, так и другие обстоятельства прописаны в КоАП. Общие перечисляются в едином перечне, который состоит из 6 пунктов.

обстоятельство описание
продолжение проступка, несмотря на замечание с требованием прекратить его замечание поступает от должностного лица, представителей правоохранительных органов, уполномоченных на привлечение к ответственности; однако при этом лицо продолжает выполнять противоправные действия
повторное совершение подобного проступка имеются в виду случаи, когда лицо не только совершило правонарушение в прошлом, но и уже понесло наказание за это; впоследствии гражданин повторяет проступок и снова привлекается к ответственности
привлечение детей различными способами, с помощью как позитивной (похвала, подкуп), так и негативной мотивации (запугивание, насилие)
противоправные действия, совершенные в компании проступок выполняется организованно, в коллективе из 2 и более человек
проступок совершается в обстановке стихийного бедствия, в режиме ЧС в данном случае обстоятельство отягчает тот факт, что лицо воспользовалось тяжелой обстановкой и совершило правонарушение (например, мелкое хищение в районе, подвергшемуся наводнению)
поступок сделан в состоянии опьянения факт опьянения может быть зафиксирован в том числе и визуально, с помощью органов чувств (если гражданин отказывается проходить соответствующую экспертизу)

Что касается специфических обстоятельств способных отяготить административную ответственность, то они прописываются в других статьях КоАП применительно к конкретным правонарушениям. Например, есть статья КоАП об оскорблении, которая предполагает ответственность за любое оскорбление – как в приватной, так и в публичной обстановке.

Обзор документа

Гражданина оштрафовали на 500 руб. по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ за превышение скорости движения транспортного средства на 40 км/ч. Правонарушение зафиксировала видеокамера.

Не согласившись с постановлением инспектора ГИБДД, гражданин подал жалобу. Он указал, что не является собственником автомобиля. Машина была продана и ею управляло другое лицо.

Суд не удовлетворил жалобу. Он исходил из отсутствия сведений об изменении регистрационных данных, связанных с переходом права собственности.

Судья Верховного Суда РФ прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом он исходил из следующего.

К административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме фото-, видеокамерами, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) освобождается от ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет подтверждено, что автомобиль находился во владении или пользовании другого лица либо выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

При этом КоАП РФ не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

В суд были представлены копия договора купли-продажи автомобиля, копия договора поручения, копия паспорта транспортного средства, из которого следует, что автомобиль передан по договору купли-продажи.

Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что в момент фиксации правонарушения автомобиль находился во владении и пользовании иного лица.

Госрегистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения полноты их учета и не влияет на возникновение или прекращение права собственности на транспортное средство.

Отсутствие документов, свидетельствующих о выполнении обязанности по изменению регистрационных данных, возложенной законом на собственника машины и лицо, за которым она была зарегистрирована, не может ставить под сомнение переход права собственности на нее к другому лицу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Разъяснение

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, указаны в статье 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ч. 1):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Указанные выше обстоятельства (ч. 1 ст. 4.3. КоАП) не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 2).

КоАП могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений (ч. 3 ст. 4.3. КоАП).

Повторное совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3. КоАП)

Отягчающим обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6. КоАП).

Разъяснения по вопросу однородности административных правонарушений:

Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (п. 19.1.):

«… однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 16):

«… однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).»

05.01.2020

Чем грозит повторное нарушение ПДД?

Многие повторные нарушения ПДД влекут за собой лишение права на эксплуатацию транспортного средства. Срок действия такого приговора будет зависеть от характера правонарушения. Если говорить о повторном нарушении ПДД в состоянии алкогольного опьянения, то водитель, задержанный в нетрезвом виде, обязан заплатить 50000 рублей штрафа. Также возможен вариант с лишением прав на 3 года. При этом первое нарушение такого же характера обходится водителю в 30000 рублей штрафа или изъятием прав на 2 года.

Касательно других повторных правонарушений, то в ст.12.12 КоАП говорится, что повторный проезд на красный свет может привести к изъятию прав на 4 или 6 месяцев. Альтернативная мера наказания — штраф 5000 рублей.

Что касается езды без прав, то управление транспортным средством автовладельцем, который был лишен водительского удостоверения, чревато штрафом до 30000 рублей.

В таблице описаны наиболее часто совершаемые повторные правонарушения и мера наказания, применяемая в этом случае.

Тип повторного нарушения Срок лишения прав Альтернативная мера наказания Какой статьей регламентируется?
Проезд на красный свет 4-6 месяцев Штраф 5000 рублей ст. 12.12. ч.3
Отсутствие свидетельства регистрации ТС 1-3 месяца Штраф 5000 рублей ст. 12.1 ч.1
Управление в состоянии алкогольного опьянения 3 года Штраф 50000 рублей ст. 12.6. ч.4
Неправильное пересечение ж/д переезда 1 год ст. 12.10 ч.3
Передача управления нетрезвому лицу 3 года Штраф 50000 рублей ст. 12.8. ч.4
Превышение скорости движения на более 60 км/ч 1 год Штраф 5000 рублей ст. 12.9 ч.7
Превышение скорости движения на более 80 км/ч 1 год Штраф 5000 рублей ст. 12.9 ч.7
Выезд на трамвайные пути встречного направления 1 год ст. 12.12 ч.5
Выезд на встречную полосу на дороге с односторонним движением 1 год Штраф 5000 рублей ст. 12.16. ч. 3

Альтернативная мера наказания применяется по усмотрению суда. Многое зависит от характера правонарушения. К примеру, повторное наказание за тонировку будет намного мягче, чем наказание за управление в нетрезвом виде.

Сроки, в пределах которых водителя могут привлечь за повторное нарушение ПДД

 

Теперь давайте рассмотрим еще один момент, который путает многих водителей. Речь идет о том, когда начинает действовать годовалый срок в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ. И несмотря на то что в этой статье предельно ясно обозначено начало отсчета срока, в течение которого лицо можно привлечь за повторное нарушение, у многих водителей возникают вопросы. 

Итак, согласно этой статье началом срока действия административного наказания считается момент вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Напомним, что если вы получили постановление на руки от сотрудника ДПС, то оно вступит в силу через 10 дней (на 9-е сутки), которые вам даются для обжалования. Если же постановление о назначении административного наказания вы получили почтой, то оно вступает в силу спустя 10 дней с момента получения заказного письма. 

Многие водители этого не знают, считая, что постановление вступит в силу, а вместе с тем начнет течь срок привлечения к административной ответственности в соответствии со статей 4.6 КоАП с моменты оплаты штрафа. В итоге многие водители стараются оплатить штраф как можно быстрее. Но, как видите, в соответствии с действующим законодательством отсчет года, в течение которого вас могут привлечь за повторное нарушение, начнется с момента вступления постановления  об административном рутинном наказании в законную силу. 

 

Отдельно мы хотели бы обратить внимание тех водителей, которые любят затягивать с оплатой штрафов за нарушение ПДД. Знаете ли вы, что пока вы не оплатите штраф, течь срок привлечения к административной отчетности не начнет, несмотря на формальное вступление в законную силу постановления об административном наказании? . Например, если вас привлекли к ответственности за проезд на красный сигнал светофора в соответствии с частью 1 статьи 12.12.3 КоАП РФ и оштрафовали на 1000 рублей, но вы оплатили штраф только спустя 6 месяцев, то согласно действующему законодательству отсчет срока, предусмотренного статьей 4.6 КоАП РФ, пойдет с того момента, когда вы оплатили штраф

Так что с момента оплаты отсчитывайте год, по истечении которого вас не привлекут за однородное нарушение ПДД (статья 4.3 КоАП). 

Например, если вас привлекли к ответственности за проезд на красный сигнал светофора в соответствии с частью 1 статьи 12.12.3 КоАП РФ и оштрафовали на 1000 рублей, но вы оплатили штраф только спустя 6 месяцев, то согласно действующему законодательству отсчет срока, предусмотренного статьей 4.6 КоАП РФ, пойдет с того момента, когда вы оплатили штраф. Так что с момента оплаты отсчитывайте год, по истечении которого вас не привлекут за однородное нарушение ПДД (статья 4.3 КоАП). 

 

Многие водители, кстати, умышленно не оплачивают штраф за нарушения ПДД, за которые в течение года могут повторно привлечь к более серьезной ответственности. Дело в том, что многие считают, что раз срок привлечения к административной ответственности начинает течь не только с момента вступления постановления в законную силу, но также с момента оплаты штрафа, то в случае неуплаты штрафа этот  срок не начинает отсчитываться, что, соответственно, якобы защищает водителя от привлечения к административной ответственности повторно.

Но это мнение ошибочно. Если вы, будучи привлеченным  к административной ответственности, не оплатите штраф, то до момента уплаты штрафа за однородное нарушение ПДД вы будете привлечены к административной ответственности повторно со всеми отсюда вытекающими последствиями. 

Течение срока привлечения к административной ответственности касается и тех, кто был лишен прав. Многие водители полагают, что срок в соответствии со статьей 4.6 начинает действовать с момента сдачи прав в ГИБДД. Но это не так. Срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента возврата водительского удостоверения. 

Для справки:

Меры, которые следует принять водителю во избежание наказания за повторное правонарушение

Для того, чтобы предотвратить применение отягчающих обстоятельств за повторные правонарушение, водителю следует не садиться за руль во время первоначального лишения, а в течение года после окончания этого периода постараться не нарушать ПДД. Это означает, что по прошествии указанного периода все возможные последствия первоначального срока лишения будут сняты, а отягчающая поправка к статье КоАП обнулится, и в случае нарушения той же статьи, по которой водитель когда-то был лишён ВУ, наказание будет наложено как для первичного совершения противоправного деяния.

В том случае, если водитель был задержан за грубый проступок по статье, уже ранее фигурировавшей на протяжении его стажа, но он точно убеждён, что с момента вступления взыскания в силу прошёл минимум 1 год, то такому водителю следует тщательно подготовиться к судебному процессу и найти материалы дела по прошлому административному правонарушению. Данные материалы могут помочь доказать истечение срока наказания по первоначальному лишению, если при анализе текущего дела суд попытается углядеть признаки повторности.

Прочие статьи КоАП, предполагающие повторное применение

Остальные главы, несмотря на то, что они малознакомы большей части населения, но также имеют законную силу, и некоторые статьи содержат в себе возможность применения признака повторности для усугубления вины периодического нарушителя и вынесения ему более строгого наказания, чем впервые.

К данным статьям относятся деяния, описанные главой 6-й, совершение которых отрицательным образом сказывается на здоровье или санитарно-гигиеническом благополучии граждан, что значит общественную вредность для населения. Наказания по некоторым статьям этого раздела имеют признак повторности и выносятся по большей части представителями Роспотребнадзора.

Не менее важной является 7-я глава КоАП, в которой представлены различные виды посягательства на собственность государства или других граждан, которые также имеют признак повторного применения в случае выявления фактов нарушения дважды за испытательный период в 1 год. Кодекс также содержит многие статьи в части охраны окружающей среды, нарушения правил рыболовства и охоты, ношения и хранения оружия, правонарушения техники безопасности и действующих нормативов при строительном и промышленном производстве, нарушения в сельском хозяйстве при возделывании земель, в области связи и передачи информации, а также многие другие пункты

И на каждую из глав находится свой орган надзора, способный пресечь незаконную деятельность

Кодекс также содержит многие статьи в части охраны окружающей среды, нарушения правил рыболовства и охоты, ношения и хранения оружия, правонарушения техники безопасности и действующих нормативов при строительном и промышленном производстве, нарушения в сельском хозяйстве при возделывании земель, в области связи и передачи информации, а также многие другие пункты. И на каждую из глав находится свой орган надзора, способный пресечь незаконную деятельность.

Нарушение правил охоты.

В случае наложения административных взысканий по ним, обязательных к исполнению, или предписаний о немедленном устранении общественно-вредного недостатка, при игнорировании нарушителем требований, может быть применена повторная, более жёсткая мера пресечения. Это может быть в виде лишения права заниматься какой-либо деятельностью, выдворение с занимаемой площади, штраф в увеличенном размере или дисциплинарные меры воздействия, предусматривающие ограничение прав и свобод нарушителей, способные вызвать рушение предприятия или изменения образа жизни, как факт воспитания члена общества.

Как происходит идентификация повторного нарушения?

Перед составлением протокола в случае выявления правонарушения административного характера сотрудник дорожной службы через дежурную часть устанавливает наличие идентичных правонарушений, совершенных водителем раннее. Если подобные прецеденты имели место, тогда сотрудник ГИБДД составляет протокол, но постановление о наложении штрафа при этом не выносится. Документы подаются в дежурную часть, где принимается соответствующее решение по делу. Также возможен вариант с направлением бумаг в судебные инстанции.

Возможен вариант, когда проверка осуществляется не на месте, а после сдачи протокола в дежурную часть. Если во время проверки обнаружиться, что в течение года водитель уже совершал идентичное правонарушение, то автовладелец уведомляется об этом и в зависимости от характера нарушения принимаются окончательные решения.

Определение факта повторного административного правонарушения сотрудником правоохранительных органов

При поимке правонарушителя на автодороге ни один инспектор ГИБДД изначально не знает, какой раз подряд происходит данное правонарушение. Однако в последние годы, как правило, каждый задержанный водитель подвергается проверке на наличие нарушений в базе данных, которая хранит в себе практически все сведения о каждом совершённом противоправном деянии с привязкой к серии и номеру водительского удостоверения или номеру государственной регистрации автомобиля.

Административный арест.

Таким образом, если автолюбитель были лишён права вождения авто на какой-то период, но в течение срока лишения, получившего силу с момента решения суда по нарушению, сделал себе дубликат водительского удостоверения, например, в другом регионе РФ, то данный водитель всё равно высветится в базе, как недопущенный к управлению. В отношении такого водителя будет составлен протокол о проступке по ст-е 12.7 как для водителя, лишённого прав. Если же данный шофёр попался в поле зрение инспекторов, в отношении него будет применено дисциплинарное наказание согласно одной из вышеприведённых статей при повторном нарушении.

Это означает, водители, осведомлённые о простоте выявления повторного правонарушения, никогда не будут пытаться садиться за руль и возвращать утраченное ВУ раньше положенного срока.

Время вступления в силу решения суда по административному правонарушению часто может играть на руку систематическим нарушителям, так как если он был задержан повторно во время судебного процесса по первоначальному правонарушению, подразумевавшему лишение прав, то данное задержание второй раз не может быть трактовано как повторное ввиду того, что исполнение наказания по первому ещё не вступило в силу.

Ссылка на основную публикацию