Медсправки для техосмотра сми отменили по ошибке

Ответственность

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица – 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб., для юридического лица – 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит 20 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. – для юридических лиц.

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).

на

Как работодателю организовать медосмотр?

Существует три формы организации предрейсового медицинского осмотра:

  • Привлечение стороннего медицинского учреждения. У учреждения обязательно должна иметься лицензия на осуществление медосмотров. Работодатель заключает с организацией соответствующий договор.
  • Устройство в компанию врача. У врача должен быть соответствующий сертификат. Со специалистом заключается соответствующий трудовой договор.
  • Получение лицензии самим предприятием. Получение лицензии имеет смысл только в том случае, если это большая компания, сотрудники которой должны регулярно проходить медосмотр. В данном случае работодателю придется организовывать медицинский кабинет, нести ответственность за его содержание. Если предприятие получило лицензию, оно может оказывать услуги предрейсового осмотра другим компаниям.

Какую форму лучше выбрать? Все зависит от величины компании. Обращение в стороннюю компанию – наиболее популярная форма. Если в организации в рейс выходят более 15 водителей, имеет смысл взять медицинского работника в штат.

К СВЕДЕНИЮ! Получение лицензии предприятием – крайне затратный процесс. Он предполагает получение множества документов. На все это нужно время, а потому в процессе оформления все равно придется обращаться к сторонним организациям.

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28 февраля 2017 г. № ТЗ/942-03-3 О прохождении обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени

1 июня 2017

Вопрос: О прохождении обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени.

Ответ: Федеральной службой по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением к нормативно-правовым актам и необязательно в правоприменительной практике.

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров регламентировано приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ 302н).

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом № 302н (далее — Перечень факторов).

Для ряда факторов, указанных в Перечне факторов, присутствует указание, что прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками необходимо при отнесении условий труда по данным факторам по результатам специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) к вредным условиям. Однако такое указание отсутствует для некоторых факторов, наличие превышения уровня допустимого воздействия которых, как мы полагаем, также может быть установлено лишь по результатам СОУТ.

Полагаем, что в этой части Приказ № 302н противоречит положениям статьи 213 ТК РФ, которая прямо указывает, что для прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров направляются работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Так, например, пункт 3.2.2.4 Перечня факторов «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)» указывает на неионизирующее излучение, которое находится в списке вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Наличие данного фактора может быть установлено в ходе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей СОУТ, а отнесение условий труда к вредным и (или) опасным по данному фактору осуществляется по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений данного фактора экспертом организации, проводящей СОУТ.

Также, согласно примечанию 2 к Перечню факторов, в нем перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Учитывая изложенное, полагаем, что при наличии результатов СОУТ или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по фактору, указанному в обращении, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра по приведенным основаниям.

Начальник управлениягосударственного надзорав сфере труда Е. Иванов

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Отстранение

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

  • самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
  • направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какими бы курьезными и подозрительными для работодателя ни казались утверждения водителя, что он не пил, а принимал лекарства, освежал дыхание мятными пастилками и т.п., не стоит сразу подозревать его во лжи. В качестве примера можно привести случай, когда алкотестер при предрейсовом осмотре водителя показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Водитель при этом настаивал, что такой эффект дают его леденцы от кашля. Работника направили на освидетельствование в наркологический диспансер, и проведенное буквально через час исследование показало, что признаков опьянения не обнаружено. Для чистоты эксперимента предприятие на следующий день вновь обследовало этого водителя, предварительно попросив его не употреблять подозрительных леденцов. Первый анализ был отрицательным, затем работник при медике съел леденец – и через 10 минут алкотестер показал 0,3 промилле. А вот результаты проверки еще одного работника, которому был вручен точно такой же леденец, оказались отрицательными.

Что изменилось?

Главным изменением, которое появилось в форме справки для гибдд нового образца – отсутствие фотокарточки гражданина. Действительно, в документах старого образца обязательным условием было наличие в нем фотографии человека, на имя которого выдана справка. Теперь такого условия нет, а сверить данные о владельце справки можно только с данными паспорта.

Также в новой медицинской справки для ГИБДД теперь нет указания конкретной даты, с наступлением которой закончиться срок действия. Такое изменение принято в связи с тем, что в любом случае этот документ действителен один год с дня выдачи, а дополнительно указывать эту информацию в нем нет смысла.

Дополнительно следует отметить, что в самой справке нет полей для заполнения отдельными врачами (терапевт, хирург и т.д.). Теперь они заполняют информацию в специальную медицинскую карту водителя.

Минздрав принял новую процедуру прохождения медкомиссии для водителей

Обновление от 21.11.2019

Медосмотр по-новому порядку (должен был вступить с 22 ноября) переносится до 1 июля 2020 года (ссылка на приказ Минздрав). Минздрав России принял решение отложить вступление в силу приказа о новом порядке медицинского осмотра для водителей, предусматривающем сдачу анализов на потребление наркотиков и пристрастие к алкоголю.

Чиновники отметили, что нужно провести дополнительный анализ методов, используемых для медицинского освидетельствования, для обеспечения их эффективности при адекватном ценообразовании в регионах.

Всех будущих водителей и тех, кто желает вернуть права после лишения, в скором времени будут проверять на вещества, указывающие на хронический алкоголизм. Также многих водителей ждет тест на психоактивные вещества: опиаты, каннабиноиды, амфетамин, кокаин, метадон, барбитураты. Нововведения не только приведут к удорожанию медицинских справок, но и оставят без прав немало водителей.

Министерство здравоохранения РФ приняло новые правила прохождения водительской комиссии для тех, кто желает получить водительские права впервые, и для тех, кто решил вернуть свое водительское удостоверение после окончания срока лишения. Напомним, что в настоящий момент действуют правила, которые были приняты Минздравом 15.06.2015 года (приказ №344н). В настоящий момент изменения в правила прохождения медкомиссии, принятые Министерством 10.09.2019 года для водителей, находятся на регистрации в Минюсте.

Новый приказ, вносящий существенные изменения в процедуру прохождения медицинской водительской комиссии, судя по описанию проекта, необходим для совершенствования медицинского обеспечения безопасности движения в части диагностики и выявления употребления психоактивных веществ.

Напомним, что в настоящий момент для получения медицинской справки для водительских прав будущие водители, водители, ранее лишенные прав, а также те, кто меняет водительские удостоверения в связи с их окончанием срока действия, проходят медицинскую комиссию, в рамках которой их осматривают врач-терапевт, офтальмолог. Также для получения допуска к управлению транспортным средством необходимо посетить психиатра и наркологический диспансер. Естественно, для того чтобы получить медсправку, нужно, чтобы водитель не состоял на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере.

Примерные затраты на медосмотры в месяц

Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  • 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  • 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  • 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  • 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  • 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
  • 31-50 – 18 тысяч рублей.
  • Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

Обязательна ли в путевом листе отметка медработника

Путевка — документ, с помощью которого можно подтвердить работу водителя и эксплуатацию транспортного средства. В «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ) определена обязанность их оформления для:

  • предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригородах;
  • транспортных организаций, специализирующихся на междугородных пассажирских перевозках;
  • компаний, которые оказывают услуги по грузоперевозкам;
  • транспортных компаний, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи и троллейбусы).

Путевку необходимо оформлять каждый раз, когда работник-водитель осуществляет перевозку людей или товаров. На уровне закона это заявлено в:

  • ст. 24 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан»: обладатели определенных профессий в целях сохранения их здоровья и трудоспособности обязаны регулярно проходить обязательное медосвидетельствование;
  • ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения»: водители транспортных средств должны обязательно проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры врача. Так, очевидно, что в момент нахождения за рулем сотрудник должен быть здоров. А печать медработника на документе это подтвердит.

Что касается использования легковых или грузовых транспортных средств иным лицом предприятия, например, генеральным директором, то в этом случае необязательно заполнять путевой лист, отметка медработника тоже не понадобится. Судебная практика это подтверждает (см. например, решение АС Сахалинской области от 19.04.2018 по делу № А59-6319/2017).

Но путевые листы используются не только для учета работы водителей, а еще и как первичные документы бухучета, позволяющие списывать расходы на топливо. И чтобы не было проблем с ФНС, надо руководствоваться Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, где перечислены обязательные реквизиты и правила оформления бланков. Из приказа понятно, нужна ли отметка врача в путевом листе легкового автомобиля. В п. 16 заявлено, что такой штамп обязателен. Иначе последствия могут быть следующими:

  • налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
  • инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья (ст. 24 ТК РФ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Кстати, последний штраф могут назначить, если на предприятии не знают, обязателен ли медосмотр в путевом листе для водителей погрузчиков, которые фактически не выезжают за пределы склада. А проводить его надо.

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

Скачать журнал медосмотра водителей бланк

Период актуальности справки

Лицевая страница документа отражает информацию о продолжительности его действия. С правой стороны рядом с вклеенной фотокарточкой прописывается срок, когда бланк перестанет быть действительным. По общему правилу медицинская справка сохраняет свою актуальность в течение 12 месяцев.

Справка может использоваться для предъявления в ГИБДД даже в последний день ее действительности. Если у физического лица на руках медицинское заключение старого образца, которое актуально на протяжении нескольких лет, до истечения указанного на ней срока бланк может использоваться по прямому назначению и не подлежит досрочной замене. В отдельных случаях справка может выдаваться на интервал менее года.

ВАЖНЫЙ ИТОГ.

Давайте коротко подытожим и уточним некоторые моменты:

  • 1. Существует 4 вида обязательных медицинских осмотра:
    — предварительный;
    — периодический;
    — предрейсовый;
    — послерейсовый.
  • 2. Обязательное медицинское освидетельствование находится вне рамок отношения работника и работодателя и не входит в список обязательных процедур (обозначенных в п.1). В вышеуказанных законах это мероприятие обозначено, но делается оно исключительно для того чтобы человек мог получить водительское удостоверение впервые, после лишения или после окончания срока действия.
  • 3. Делается медосвидетельствование за счет водителя (кандидата в водители) самостоятельно при получении в/у. Требовать его пройти у водителя поступающего на работу нельзя и незаконно (об этом прямо написано в Трудовом Кодексе). Тем более незаконно требовать его пройти через какой-то период. У водителя нет обязанности его предъявлять (это его право) и тем более обновлять по требованию организации.
  • 4. При поступлении на работу работодатель направляет принимаемого водителя на обязательный предварительный медицинский осмотр. И делается он за счет работодателя.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Ссылка на основную публикацию